ЗАКОННИК ХАММУРАПИ - древнейший на Земле свод законов, написанный клинописью на базальтовом столбе. Этот свод законов был составлен во время царствования вавилонского царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э. З. Х. состоит из 282 статей, 247 из которых сохранились полностью, остальные стерты. Для написания закона древневосточные народы использовали камень, которого было очень много. "Столб законов" был выставлен на городской площади, он должен был служить правосудию, которое совершалось здесь же, и одновременно напоминать о том, что никто не может отговариваться незнанием права. З. Х. изложен в казуальной форме, т.е. выросшая из судебного решения по конкретному делу норма права формулировалась так же, как формулируются решения суда, (как решение частного случая, казуса). Хотя авторы законника и стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между институтами права они не проводили. Немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи являлось смягчение социальных противоречий вавилонского общества, которые были вызваны крайними формами эксплуатации людей богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. З. Х. свидетельствует о хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа имущества, аренда, наем быков для работы в поле - все это подробным образом регламентируется в кодексе. В древневавилонской семье господствовал мужчина. Он вел семейное хозяйство и представлял семью в деловых отношениях. Ему же принадлежало право распоряжаться женой и детьми. В случае нужды отец мог продать своих детей тому, кто их захочет купить. Жена, которая позорила своего мужа или зря тратила его имущество, могла быть отвергнута и выгнана из дома. Но муж мог оставить ее дома и жениться вторично. Жена, которая не могла иметь детей, могла дать мужу наложницу, но в то же время остаться хозяйкой в доме. Но в любом случае муж имел право на развод. Для жены существовали следующие основания для развода: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Но в то же время в З. Х. закреплены следующие права жены: она вправе распоряжаться имуществом, нажитым ею в браке (например, полученным по наследству, подаренным и т.д.); заключать сделки; приобретать землю, рабов. Мужу в свою очередь запрещалось распоряжаться имуществом жены без ее разрешения. Огромную роль играл институт наследования, в котором различали два вида: наследование по закону и по завещанию. Первым возникло имущество по закону. Наследование по завещанию появилось гораздо позже, на более высоком этапе развития частной собственности. В основе уголовно-правовых представлений авторов З. Х. лежал принцип талиона: наказание должно быть равным совершенному преступлению. Применение данного принципа исключало установление умысла, неосторожности, случайности. З. Х. поражает своим классовым содержанием. Например, оказание помощи бежавшему рабу или покушение на собственность карается смертью. Смертная казнь упоминается в З. Х. в 30 случаях (сожжение, утопление и т.п.). Высшей судебной инстанцией был царь. Суд проходил публично, на паперти храма. Дело возбуждалось по инициативе потерпевшего. В качестве доказательств обычно использовали свидетельские показания. Судья не мог изменить уже вынесенное решение, в данном случае он платил штраф и свергался с судейского кресла. В дальнейшем ему навсегда запрещалось занимать должность судьи.
|