ЗАКОННОСТЬ - строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. З. служит неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев. На основе З. должна осуществляться жизнь и деятельность членов общества - граждан и их различных объединений. З. содержит следующие основные элементы: 1) наличие закона как основной правовой формы регулирования главных, определяющих жизнь общества и государства общественных отношений; 2) другие формы правового регулирования: по линии Президента РФ, а также правительственные, ведомственные, региональные и локальные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону и последовательно проводить в жизнь его требования; 3) демократический характер закона и всех основанных на нем предписаний; 4) обеспечение, соблюдение и применение закона и всех ос
нованных на нем предписаний, предупреждение и пресечение правонарушений, от кого бы они ни исходили, всеми имеющимися в распоряжении государства мерами. В сфере административно-правового регулирования, как и в других сферах государственной деятельности и правового регулирования, З. составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права. В сфере государственного управления и в сфере административно-правового регулирования она имеет свои особенности: 1) большое число субъектов в сфере административно-правовогорегулирования; 2) огромное число действующих и постоянно изменяющихся нормативно-правовых актов -законов и основанных на них правительственных, ведомственных и иных актов; 3) государственное управление как один из видов государственной деятельности носит организующий характер; многие управленческие действия совершаются по усмотрению (соотношение З. и целесообразности). Соотношение З. и целесообразности в сфере государственного управления складывается следующим образом: 1) все и всякие законные предписания нормативного и индивидуального характера целесообразны; 2) в рамках, очерченных законодательством, орган управления или должностное лицо отбирают наилучший, т.е. наиболее целесообразный, вариант; 3) при отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действуют исходя из целесообразности; 4) недопустимо руководствоваться органу или должностному лицу целесообразностью (местной, национальной и т.п.) при наличии законодательного предписания. Недопустимо противопоставление З. и целесообразности, верховенствует всегда правовое предписание.
|