ЗАКОН - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В числе основных признаков З. можно выделить следующие: 1) они принимаются только органом законодательной власти или народом в ходе референдума; 2) они обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативных актов не должно противоречить З.; 3) никто не вправе отменить З., кроме органа, его издавшего; 4) они регулируют наиболее важные и основополагающие отношения; 5) они содержат нормы первичного, исходного характера; 6) они принимаются в особом процессуальном порядке. Виды З. 1. По сфере действия выделяют общефедеральныеЗ.; З. субъектов РФ. 2. По степени значимости З. делятся на конституционные, текущие. 3. По отраслям права З. разделяются на государственно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовыеи т.д. Конституционные З. закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция РФ и З., вносящие в нее дополнения и изменения, а также З., конкретизирующие ее содержание. Текущие З. принимаются на основе и во исполнение конституционных З., составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Разновидностью текущих З. являются органические и чрезвычайные З. Органические З. - юридически цельные, внутренние согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Чрезвычайные З. принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. Виды З. по их юридической силе: 1) конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные З. Они принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с конституцией; 3) федеральные З. - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) З. субъектов Федерации. Они издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Среди иных разновидностей З. различают следующие группы по: 1) субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом); 2) предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 3) сроку действия (постоянные законы и временные); 4) характеру (текущие и чрезвычайные); 5) сферам действия (общефедеральные и региональные); 6) содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); 7) степени систематизации (систематизированное разобщение); 8) значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); 9) объему регулирования (общие и специальные).
|