Секреты развития интеллекта в спецслужбах
Вып.
38. Дополнения к первому занятию по ПСР. Здравствуйте! Сегодня
мы сделаем небольшое дополнение к первому уроку по ПСР, которое, на наш
взгляд, может сыграть стимулирующую роль при проведении занятий. Надеюсь, все
уже знают, что это «Психическая СамоРегуляция», поэтому дальше будем
оперировать только сокращением. Мы
понимаем, что пока далеко не все начали занятия, но, тем не менее,
положительные отзывы уже есть. И вот один из них: «…Начал
делать упражнения из курса ПСР - сделал пока только два раза. Сегодня (только
что закончил и решил Вам написать) ощущения после 10 упражнений были
потрясающими - нега по всему телу, ощущение комфорта. Некоторые мышцы уже
полчаса "излучают добро" - я бы так охарактеризовал свои ощущения…» А вот
какой положительный эффект замечается при занятиях ПСР. Учитывая, что мы пока
в начале пути, отметим эффект, который легко достигается практически всеми,
кто начал регулярные занятия. 1)
Через 1-2 недели После
выполнения упражнения возникает ощущение, что хорошо отдохнул. Легче
происходит засыпание. При регулярных занятиях, многие отмечают, что стали
меньше уставать за день. Возможно улучшение настроения. 2)
Через 3-4 недели Нормализуется
сон (если раньше были проблемы с засыпанием). Улучшается концентрация
внимания. С помощью АТ удается быстрее восстановить силы, отдохнуть.
Улучшается самочувствие. Повышается настроение. Возможны первые признаки
оздоровительного эффекта (нормализуется давление, уменьшаются или проходят
головные боли (если были). Теперь
расскажем о критериях правильного прохождения курса. Естественно, что пока
речь пойдет о подготовительном этапе, то есть первом уроке ПСР. Напомним, что
всего их будет семь. Попытаемся
даже поставить, если можно так выразиться, оценки прохождения курса. Оценка
«удовлетворительно» - регулярное выполнение упражнения в течение недели. Оценка
«хорошо» - регулярное выполнение упражнения в течение недели. Легко вспомнить
ощущения расслабленных мышц. Есть
еще оценка «неудовлетворительно» - вообще ничего не делал. Мы,
кстати, специально замерили время, которое требуется для выполнения одного
цикла первого урока – десяти упражнений. 9-11 минут. И не говорите, что нет
возможности, что время расписано буквально по минутам. Согласитесь, что
понапрасну мы теряем его в гораздо больших количествах. Мы надеемся, что
сегодняшний выпуск все же даст стимул к началу занятий. И еще
один момент. Один читатель нам написал, что он давно искал литературу по
Аутотренингу и ПСР. И ничего не нашел. А
ничего по сути и нет. Вроде слово «аутотренинг» слышали все, но, как
оказалось, и специалистов хорошего уровня на всю страну (имеем в виду СССР)
едва ли с десяток наберется, и книг практически нет. Мы, по
крайней мере, знаем три. «Аутогенная тренировка» Ханса Винкельмана,
«Аутогенная тренировка» Кея Кермами и «Аутогенная тренировка» В.С.Лобзина и
М.М.Решетникова. Первые
две книги носят скорее мотивационный характер, прекрасно написаны, но по ним
научиться сложно. Третья – фундаментальный труд, на ее базе и преподают АТ в
учебных заведениях специального профиля. По ней самому тоже научиться нельзя,
она больше подходит для специалистов. Вот и все, пожалуй. Так
что Вы получаете уникальный материал, который больше вряд ли где-то найдете.
Практический и по которому можно действительно быстро научиться. Максимум –
за три месяца. А дальше такие перспективы… Понятное
дело, сейчас у психологов в почете что-нибудь модное (вроде гештальт-терапии,
НЛП, экзистенциальной психотерапии) или лежащее на тонкой грани между
классической психологией и эзотерикой. Мы не
будем отрицать достижений эзотерики, хотя и мусора там тоже достаточно, даже
более чем достаточно. Вы
помните, мы начали тему «телепатия и интуиция», а потом взяли паузу? И не зря
взяли. Потому что одно дело давать информацию, другое дело сделать так, чтобы
этой информацией можно было пользоваться практически. Так
вот, базой для практического применения многих техник, в том числе интуиции и
телепатии. является АТ и ПСР. Так что после седьмого урока по ПСР вернемся к
обещанной теме. И тогда уже не возникнет у нас ощущения, что развлекаем народ
из праздного любопытства и для придания большей популярности рассылке. По
крайней мере, все, кто захочет что-то применить на практике, сможет это
сделать. Или будет знать точно, как сделать. Маленькое
сообщение. Мы почти подготовили брошюру под условным названием «Психическая
саморегуляция и интеллект» в рамках Заочного Курса «Память. Интеллект.
Успех». Именно с нее начнется вторая ступень Курса. Тем,
кто заказал и закажет первую ступень, она обойдется достаточно дешево.
Кстати, отзовитесь те, кто занимался по нашему самому первому Курсу! Ну,
стерлась база данных, но мы очень хотим предложить такую возможность и нашим
старым друзьям. Само
собой, что пособие по ПСР смогут также заказать и получить любой желающий. А
пока… Начинайте! Прямо сейчас! Оторвитесь от мониторов! Всего-то 10 минут! Удачи
всем! |
Вып.
39. Ответ на злобное письмо некоего Каюмова и повторение первго
урока ПСР для тех, кто его не получил. Здравствуйте!
Внеочередной
выпуск, вынужденный тем обстоятельством, что, судя по письмам, не до всех
читателей дошел 37-й выпуск, в котором были приведены упражнения первого
урока по ПСР. Рассылка
выходит на трех серверах, вроде все нормально проходит, но вот случаются
иногда сбои. Причем это происходит время от времени со всеми рассылками, а у
меня их шесть. ПОЭТОМУ
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК, «РАЗОРВАНО» СОДЖЕРЖАНИЕ РАССЫЛКИ ИЛИ
НУМЕРАЦИЯ ВЫПУСКОВ, ТО ЗАЙДИТЕ НА САЙТ www.shram.kiev.ua И СКАЧАЙТЕ НЕДОСТАЮЩИЙ ВЫПУСК СО СТРАНИЦЫ «АРХИВЫ РАССЫЛОК». А сегодня
на всякий случай повторяю упражнения первого урока по ПСР и отвечу на злобное
письмо некоего Шухрата Каюмова ( sks_de@yahoo.com ). Извиняет в некоторой степени только то, что он наверняка не получил 37-й
выпуск, а может, человек просто… Он заявил, кроме всего прочего, что я на
такие письма не отвечаю и побоюсь на них отвечать публично. Так
вот, не побоюсь, но коль автор просит публичности, то я привел все его
данные. Я понимаю, что кому-то это все читать будет неинтересно, поэтому
можете сразу переходить к описанию упражнений. Кто читал уже – пусть прочтет
еще раз, кто пропустил – пусть ознакомится по новой. Итак,
отвечаю на письмо. Ошибки и стиль я не исправлял. «…Уважаемый
автор рассылки "Секреты спецслужб......". К сожалению пишу Вам это
письмо не для того чтобы восторжено восклицать о крутости Вашего курса. Около
года я получаю Ваши письма и все они на 99% пустышки состоящие из следующего: 1)
Ах я только из отпуска (командировки, поездки, и т.п.) - ну вот теперь будем
хорошо работать; Комментарий. Так
ведь на самом деле работы очень много, и ездить в командировки приходится. К
тому же, если вы заметили, вроде регулярность выпусков наладилась. 2)
Мне мой кент из ГРУ (КГБ, Штази и т.п.) говорит о моем курсе - Просто
крутизна а не курс Комментарий. Начнем с того, что я друзей блатными словечками вроде «кент» не обзываю.
Более того, у меня вызывает уважение, что они всякую блатную и бандитскую
шушеру давили и давить будут и никогда, в отличие от ментов, в альянсы с ними
не вступали и крышу им не предоставляли. По крайней мере, это я с
уверенностью могу сказать и о Володе, и о Юре. А то, что курс они ценят – так
могу сказать, что ребята они принципиальные и если бы что-то было не так,
сказали бы все откровенно. 3)
Сейчас мы немного остановимся на откликах слушателей курса - и сами же заодно
придумаете пару отзывов; Комментарий. А это
зря… Хотите честно? Отзывы самому придумывать просто лень. Зачем это делать,
если они и так приходят? Иначе пришлось бы напрягаться, писать в разных
стиля, чтобы было правдоподобнее… Что у меня, других дел нет? То, что я не
привожу имен и электронных адресов, так часто авторы писем просят не
публиковать их данных. Я это и делаю. 4) Для
того чтобы начать работу нужно следующее – и пару терминов заумных очень
похожих на развитие суперинтелекта и далее ...... конец письма. А на
следующий раз тоже самое. Только в 1-2 письмах среди этой всей дребедени было
рациональная страница. А все остальное болтология и реклама курсов. Я лично
после такой рассылки желание Комментарий. Спамь, дорогой, спамь, тоже реклама. Ну, если ничего в рассылке не нашел полезного…
С
уважением, Шухрат Каюмов. P.S.:Кстати,
а слабо в следующей рассылке это опубликовать и ответить публично? Уверен что
да! Комментарий. Ну,
какое там уважение, дорогой, обыкновенное хамство. И не прикрывайся словами
«уважение» и пр. И, как видишь, ответить не побоялся. Приношу
извинения за то, что вынес все это на страницы рассылки, но, во-первых,
человек сам просил, во-вторых, я не придерживаюсь той политики, что нужно
публиковать только хорошие письма. Нужно уметь и на негатив отвечать. А теперь
еще раз описание упражнений первого урока ПСР. Первый
урок. Подготовительные упражнения. Итак, первой
задачей в освоении психической саморегуляции является научиться расслаблять
мышцы тела. Именно
глубокая мышечная релаксация вызывает то особое состояние сознания
(аутогенное погружение) без которого не возможна практика освоения
самовнушения. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к аутогенной
тренировке, эту ближайшую неделю Вы посвятите подготовительным упражнениям на
регуляцию мышечного тонуса. Отнеситесь к упражнениям со всей серьезностью,
т.к. они являются фундаментом ваших будущих успехов. Мы
можем легко по собственному желанию напрягать наши мышцы. А вот намеренно
расслабить мышцы не так-то просто. Легче всего ощущения расслабления запоминаются
на контрасте с напряжением. Кроме того, после напряжения мышца
расслабляется глубже, чем просто в покое. Именно этот эффект мы и будем
использовать. Сначала
внимательно прочитайте все инструкции, а потом переходите непосредственно к
занятию. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ 1.
Задача упражнений — дать возможность осознать и запомнить ощущение
расслабленной мышцы по контрасту с ее
напряжением. 2.
Каждое из упражнений состоит из двух фаз:
начальной фазы (напряжения) и последующей фазы (расслабления). 3.
В начальной фазе напряжение избранной мышцы или
группы мышц должно нарастать плавно. Завершающее расслабление
(«сбрасывание» напряжения) осуществляется резко. Сбросив напряжение
надо внимательно «прислушаться» к возникающим ощущениям расслабления мышц. 4.
Медленному напряжению мышц сопутствует медленный глубокий вдох.
Расслабление синхронно со свободным полным выдохом. 5.
Каждое упражнение повторяется 3—4 раза. Все упражнения лучше выполнять сидя. 1.
Упражнения для мышц лица Погримасничайте.
С закрытыми глазами, несколько раз как бы растяните и сожмите лицо. Т.е.
попытайтесь вначале, как бы вытянуть лицо, а затем как бы сплющить. Сделайте
так 4-6 раз. Следующие
упражнения выполняются сидя, лучше на обычном стуле. Свободно сидите на
стуле, ноги удобно расставлены, руки свободно лежат на бедрах, спина
расслаблена. После выполнения фазы напряжения очередной группы мышц, во время
расслабления возвращайтесь в исходное положение. 2.
Упражнения для мышц шеи. Поднять
плечи, голову запрокинуть назад, напрячь мышцы шеи – на вдохе. На выдохе –
сбросить напряжение. Напрягать мышцы шеи надо не больше чем в пол силы. 3.
Упражнения для плеч. Пытаясь
поднять правое плечо, левой рукой оказывать сопротивление. Сбросив напряжение
свободно уроните руки в исходное положение на бедра и внимательно
«прислушайтесь» к возникающему расслаблению в мышцах. Поменять руки. Не
забывайте правильно дышать – на вдохе - напряжение, на выдохе - расслабление.
4.
Предплечья. Руки в
исходном положении. (Предплечья лежат на бедрах, кисти свободно свешиваются.
Взяв кисти рук на себя, напрячь предплечья. На выдохе – «уронить» кисти.
Аналогично – прогнуть кисти в обратном направлении. 5.
Кисти. На
вдохе – сжать кисти в кулак. На выдохе – сбросить напряжение. 6.
Грудь. Полусогнутые
в локтях руки сцепить перед собой, напрячь мышцы груди. На выдохе сбросить
напряжение. 7.
Спина. На
вдохе – прогнуться назад стараясь свести лопатки, напрягая мышцы спины. На
выдохе – сбросить напряжение. Осторожно напрягайте мышцы спины и не более чем
в пол силы. 8.
Мышцы бедер. 1)
Чуть привстав со стула остаться в этом положении – мышцы бедер в напряжении.
На выдохе «упасть» на место. 2)
Вытянув ноги перед собой, напрячь мышцы бедер. Отпустив ноги – сбросить
напряжение. 9.
Мышцы голени. Потянуть
носки на себя – напрягаются фронтальные мышцы голени. Сбросить напряжение.
Носки от себя – напрягаются икры, сбросить напряжение. 10.
Ступни. Сжать
пальцы ног, почувствовать напряжение. Расслабить.
Теперь посидите спокойно пару минут и прислушайтесь к вашему телу.
Постарайтесь запомнить ощущения в расслабленных мышцах. Вы,
наверное, обратили внимание, что больше всего упражнений приходится на мышцы
лица и рук. Дело в том, что именно эти группы мышц имеют наибольшее представительство
в коре больших полушарий. Это и понятно, ведь мышцы рук, особенно кистей мы
используем чаще всего практически в любой деятельности, следовательно,
требуется больше ресурсов мозга для их тонкой координации. Мышцы лица у нас
задействованы не менее интенсивно, т.к. они обеспечивают эмоциональную
экспрессию. Наше лицо почти всегда выражает те эмоции и чувства, которые мы
испытываем. Если мы раздражены или взволнованы, это сразу же отражается на
нашем лице. Но есть и обратная связь. Если расслабить мышцы лица, это
автоматически вызывает не только физическое, но и эмоциональное расслабление.
Для
выполнения этого подготовительного цикла вполне достаточно недели, если
заниматься каждый день. Кстати, у Вас в процессе выполнения этого цикла
улучшится самочувствие. Это положительный фоновый эффект от выполнения
упражнений на расслабление по такой схеме. |
Вып.
40. Начинаем второй урок ПСР. Здравствуйте! Продолжим
тему АТ и ПСР, пора и второй урок давать. Напомним, что всего их будет семь. А еще
я хочу принести извинения читателям за легкий скандалец в предыдущем выпуске,
где я резковато ответил некоему Шухрату Каюмову. Просто вывел своими
«расспамлю знакомым», «одна мура публикуется…», «побоитесь ответить
публично». Но я не Юрий Мороз, который через скандалы на форумах и посыланием
всех и вся сделал себе имя в Интернете. Обещаю, что подобного рода чтиво на
страницах рассылки будет появляться крайне редко. Правда,
на этом фоне я малость побаиваюсь еще раз вернуться к первому уроку, а то
начнут думать, что я из пустого в порожнее переливаю. Но
пришло письмо от читателя, в котором он совершенно справедливо указывает на
то, что описать упражнения первого урока можно было бы и получше, что иногда
формулировки немного сбивают с толком. Прочел еще раз сам, посмотрел
непредвзято и увидел, что действительно можно было и четче написать. Посему
поступлю так – тем, кто об этом просил, напишу персонально с новыми
описаниями упражнений, но если будет на то воля читателей – тогда опубликую
еще раз. А то уж больно не хочется получить письмо от кого-нибудь вроде
вышеупомянутого Шухрата с тестом типа «Лажу гоните, кенты хвалят впустую,
ничего толком не даете…» и тому подобное. Пришли
письма, в которых указываются ссылки на публикации об АТ и ПСР. Спасибо за
эти письма. Сразу отвечу, что «АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ ВАС» Николая Петрова
(http://at4you.narod.ru/) вещь
хорошая, только ориентация у нее больше
медицинско-оздоровительно-антистрессовая. Как Вы помните, мы все же
планировали дать нечто другое. И
ключи Алиева хороши, но лучшее – враг хорошего, а в том, что мы даем, мы
уверены на все 100%. А
теперь пора переходить ко второму уроку. Второй
урок. Назовем
его так – «Покой. Расслабление». Этот
урок в смысле продолжительности занятий не сильно длиннее первого, зато по
текстовой части из всех семи самый длинный. Поэтому разобьем его на несколько
частей, к описанию упражнений приступим в следующей рассылке, сегодня
предварительные замечания. Только сразу обращаюсь к Шухрату Каюмову и ему
подобным – не делайте скоропалительных выводов насчет того, что мы не даем
информацию или вообще ничего не даем. Иногда и предварительная часть имеет
значение, притом немалое. А чтобы окончательно успокоить Шухрата,
торжественно обещаем, что непосредственное описание упражнений выйдет в
ближайшие день-два. Надеемся,
что освоив подготовительные упражнения и получив представление об ощущениях,
возникающих в расслабленных мышцах, Вы уже полностью готовы к тому, чтобы
приступить непосредственно к аутогенной тренировке (АТ). Но сначала несколько
общих замечаний по поводу организации занятий. График
занятий Основным
условием для успешного освоения АТ является регулярность занятий.
Способность к самовнушению возникает естественным образом в результате
регулярных тренировок. При этом для каждого человека существует свой темп
продвижения. Частой
ошибкой является то, что занимающиеся пытаются найти «особенно правильный»
способ выполнения упражнений, «открыть секрет» и это якобы позволит сразу
овладеть самовнушением. Они начинают пробовать различные методики и ищут ту
«правильную», которая будет сразу работать. Это все равно, что искать
«правильную» гантелю или штангу, когда Вы хотите развить мускулатуру. Без
регулярных тренировок мышцы не вырастут, даже с самой «навороченной» штангой,
приобретенной за приличные деньги в магазине КЕTTLER. Результат при занятиях
с тракторной осью может оказаться не хуже. Также
обстоит дело и с самовнушением. Просто регулярно занимайтесь в соответствии с
нашими рекомендациями и количество обязательно перейдет в качество. Каждый
день тренируйтесь 3-4 раза в день, причем в последний раз – в
постели, перед сном. Также хорошо начинать новый день с занятия
аутотренингом. Не
рекомендуем также заниматься аутотренингом (по крайней мере, в начале
обучения) сразу после еды, т.к. вам может быть трудно справиться с
сонливостью. Сейчас
в Интернете предлагается большое количество записей для аутотренинга. Мы,
кстати, в готовящемся пособии по ПСР (скоро выйдет!) тоже сделали аудиозапись. Не
пытайтесь ускорить обучение, занимаясь каждый раз под аудиозапись. В таких
занятия не будет никакого тренировочного эффекта. Таким образом Вы вообще не
освоите самовнушение. Прослушивание аудиозаписи с голосом тренера, так же как
и групповое занятие не может заменить самостоятельных занятий. Скажем более
того, самостоятельные занятия – единственный путь к освоению АТ и ПСР.
Запись в данном случае носит скорее мотивирующий характер, нежели обучающий. В
конце концов, ведь вы занимаетесь обучением САМОВНУШЕНИЮ. Место
для занятий. В
первые недели освоения курса важно, чтобы было как можно меньше факторов,
отвлекающих вас от занятий. Объясните своим близким, чтобы они не беспокоили
вас в течение ближайших 10-15 минут (или того времени, которое вы решили
посвятить занятию АТ). В помещении должно быть достаточно тепло и не слишком
шумно. Освещение должно быть не слишком ярким. Все
эти требования важно выполнять только в первые 3-4 недели занятий. В
дальнейшем, внешние помехи не будут вас отвлекать. Более того, даже
желательно учиться выполнять упражнения в необычной или шумной обстановке. Одежда. Одежда
для занятий должна быть удобной и свободной. Постепенно, так же как и с
местом для занятий, эти требование имеют все меньшее значение. Единственное
существенное требование – ослабьте сдавливающие части одежды. Расстегните
верхнюю пуговицу, ослабьте галстук и пояс. Кстати, этот пункт выполнялся на
высших курсах КГБ с особенным удовольствием. Офицеры все же занимались, все
строго по форме, а тут тебе прямо приказывают расстегнуть воротнички. Аутотренинг
и музыка. Музыка
обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую психику. Она может
успокаивать, печалить, радовать, возбуждать, в общем, вызывать широкую гамму
чувств, мыслей и даже физиологических состояний. О роли
музыки мы уже писали очень много, для развития интеллекта вещь
необходимейшая. Умный человек будет слушать Дейва Брубека или Моцарта, но
никак не Катю Лель или Iron Maden. Но в данном случае речь не об этом. Например,
Вы сможете использовать определенное музыкальное произведение, чтобы
автоматически вызывать необходимое состояние (творческой активности,
уверенности, быстрого восстановления сил и т.д.). Однако
в процессе освоения курса мы рекомендуем вам воздержаться от
использования музыкального сопровождения во время занятий потому, что Вы
должны научиться вызывать необходимые состояния самостоятельно, без
посторонней помощи. Ведь
основная задача аутотренинга – это повышение собственной автономии. Чтобы
войти в аутогенное состояние можно было в любое время и в любом месте. Не
можете же вы всю жизнь носить с собой магнитофон или аудиоплеер! Но
когда Вы начнете полностью использовать возможности АТ и ПСР, тогда музыка
Вам может очень сильно помочь во многих вещах. Цели и
задачи второго урока. Главной
задачей аутотренинга является освоение психической саморегуляции. То есть
научится воздействовать на исходно не произвольные психические функции,
освоить те психические ресурсы, которые обычно нам недоступны. Основными
инструментами психической саморегуляции являются слова (самовнушение) и
мысленные образы (сенсорная репродукция). Поэтому в упражнениях мы будем
использовать формулы самовнушения и соответствующие им мысленные образы. Например,
чтобы согреть руки, можно воспользоваться мысленным образом того, как Вы
погружаете руки в теплую воду. Необходимость сочетания слов и соответствующих
им мысленных образов вызвана тем, что человек мыслит как словами, так и
образами. Как
правило, левое полушарие отвечает за вербально-логическое мышление, а правое
за образное мышление. Поэтому, чтобы задействовать оба полушария и необходимо
сочетать словесные формулы самовнушения с соответствующими образами. Использование
мысленных образов принято называть сенсорной репродукцией. Причем, чем больше
органов чувств задействовано в этом процессе, тем лучше. Если для вызывания
ощущения тепла в руках Вы используете образ погружения рук в теплую воду, то
надо постараться и зрительно представить этот процесс и вспоминать те
тактильные ощущения, которые возникают при погружении рук в теплую воду. А
если Вы представляете, что поливаете руку теплой водой из душа, то можно еще
и представить, как шумит и плещется вода. Итак,
слова и соответствующие им мысленные образы являются основным инструментом психической саморегуляции. Но для
эффективного использования этого инструмента необходимо соблюдать два
основных условия. Во-первых,
необходимо уметь полностью сосредоточить все свое внимание на процессе
выполнения упражнений. Так, если произноситься формула «мои руки расслабляются»,
то в этот момент в фокусе вашего внимания не должно находиться ничего кроме
образа ваших рук и представления о тех ощущениях, которые возникают в руках,
когда они расслабляются. Очень важно при этом не использовать
волевых усилий. В этом
как раз заключается основная сложность в освоении самовнушения. Обычно мы
привыкли воздействовать на самих себя с помощью волевых приказов, и если
что-то не получается, прилагать волевые усилия. В процессе же освоения
упражнений аутотренинга не надо заставлять себя что-то чувствовать.
Все внимание должно быть на процессе, а не на результате. Это несколько
необычно, так как нам с детства внушают, что чем больше волевых усилий
прикладываешь, тем лучше результат. Но на
самом деле наша психика обладает такими мощными ресурсами, что, научившись
ими управлять, для достижения результата достаточно будет позволить им
действовать и лишь иногда мягко направлять. Если
Вы путешествуете с необъезженной лошадью, Вам придется тащить ее и свой груз,
но если Вы хороший наездник и под Вами хорошо объезженный скакун, для
передвижения достаточно слегка ослабить поводья. Первое
время Вам, скорее всего, будет не просто удерживать такое ненапряженное
внимание в течение всего упражнения. Если в процессе занятий Вы осознали, что
ваши мысли «убежали», просто вернитесь к выполнению упражнения, не
раздражаясь и не ругая себя. Ваша способность к концентрации внимания будет
естественным образом развиваться в результате ежедневных тренировок. Кроме
того, мы предложим Вам специальные упражнения для развития этого навыка. Вторым
основным условием для успешного освоения самовнушения является
особое состояние сознания, называемое аутогенным погружением. Это
состояние сознания похоже на гипнотическое состояние. Именно в таком
измененном состоянии сознания слова и мысленные образы обретают максимальную
силу воздействия. Поэтому первостепенной задачей аутотренинга является умение
входить в это состояние и оставаться в нем необходимое количество времени. Глубокое
расслабление скелетных мышц и гладкой мускулатуры стенок сосудов (особенно
конечностей) автоматически вызывает такое состояние. Т.е.
надо научиться хорошо расслаблять и согревать мышцы тела. Все довольно
просто. Хитрость заключается в том, что понимание не равносильно овладению и
чтобы освоить этот навык надо регулярно тренироваться в течение нескольких
недель (как правило, 3-7 недель достаточно). Итак,
способность вызывать аутогенное погружение является базовым навыком для
овладения психической саморегуляцией. Поэтому мы и начинаем наш курс с него. Но уже
в процессе освоения мышечной и сосудистой релаксации (в результате которых
возникает аутогенное погружение) происходит также тренировка в концентрации
внимания и освоении самовнушения. То
есть пойти те фоновые эффекты, о которых мы писали ранее. Собственно
говоря, пришедшие нам письма показывают, что даже несколько дней занятий
первым упражнением приносят хороший чувствительный эффект и действительно
начинают проявляться те самые положительные фоновые моменты. Для
поддержания нормально читаемого объема выпуска и боясь Шухрата Каюмова (опять
напишет, что я отзывы сочиняю!) в этот раз обойдемся без них. По
прежнему рекомендуем заниматься по нашему заочному Курсу «Память. Интеллект.
Успех» в сочетании с занятиями АТ и ПСР. Результат феноменальный. Собственно,
так и задумывалось. Удачи
всем и во всем! |
Вып.41. Продолжение второго урока
ПСР. Здравствуйте! Как и
обещал, выходим через пару дней с продолжением второго урока. Обещаю впредь
не отвечать на всяческие нападки и не тратить пространство рассылки на
отповеди. Разве что придет конструктивная критика, на которую стоит ответить. Я на
несколько дней улетаю в Омск, поэтому вопреки обыкновению сделаю выпуск
весьма приличного размера, но второй урок помещу целиком. Понимаю, что сложно
будет воспринять все сразу, вот так с экрана, поэтому настоятельно советую
распечатать урок на бумаге, почитать внимательно, разобраться и приступать к
занятиям. Если
кто-то пока не начал заниматься, то он может утешать себя мыслью о том, что
он получает толковое практическое наставление по АТ и ПСР. Распечатать его,
скрепить степплером, поставить на полчку. Может, когда и «выстрелит». Во
всяком случае, в таком виде пока нигде ничего не публиковалось, так что
определенный момент эксклюзивности имеется. Итак,
ВТОРОЙ УРОК. ПРОДОЛЖЕНИЕ. Позы
для занятий 1.
Положение сидя – «поза извозчика на дрожках». Этот вариант идет еще с
времен Шульца и весьма критикуем самыми разнообразными новомодными гуру. В
частности, приводится такой аргумент. Кто был
непревзойденным мастером АТ и ПСР? Правильно, Будда. И сразу следует совет
поискать хоть одно из изображений Будды в такой позе. И отвечают – нету,
значит, «поза извозчика» неверная. А теперь вспомним, когда человек наиболее
расслаблен? Во время сна. А теперь вспомните, как Вы засыпали на лекции или
собрании… Какую позу при этом вы принимали? К тому же Будда достиг такого
просветления, которого нам достичь весьма и весьма сложно. Эта
поза для аутогенной тренировки применяется чаще потому, что в ней можно
заниматься практически везде, где есть стул или другое сидение подходящей
высоты, чтобы бедра занимающегося были параллельны полу. Занимающийся
сидит на стуле, голова слегка опущена, предплечья свободно лежат на передней
поверхности бедер, кисти свешены и расслаблены, ноги удобно расставлены.
Важно найти такое положение, чтобы Вам было удобно, и при расслаблении Вы не
теряли равновесия. (Это я вспомнил, как опоздав на лекцию по научному
коммунизму, смог сесть только в первом ряду, уснул быстро и неоднократно к
вящему удовольствию товарищей и праведному гневу преподавателя норовил
свалиться с места). 2.
Поза «полулежа в кресле». Занимающийся сидит в мягком кресле с
высокой спинкой. Затылок и спина удобно и мягко опираются о спинку кресла
(если необходимо, можно подложить под спину и голову небольшие подушки), руки
расслаблены, лежат на подлокотниках, ноги немного расставлены. Если у вашего
любимого кресла нет подлокотников или вы сидите на диване, то руки можно либо
положить на бедра, либо по сторонам. Как удобнее. 3.
Положение лежа на спине. Эта поза обычно используется для занятий
перед сном или утром, сразу после пробуждения. Занимающийся лежит на спине,
на низкой подушке, руки свободно лежат вдоль туловища, несколько согнуты в
локтевых суставах, ладонями вниз, ноги вытянуты и немного разведены носками
наружу. Если вы лежите без подушки, вам будет скорее всего удобнее держать
руки ладонями вверх. Первое
практическое занятие АТ. Итак,
как Вы уже поняли, что первой задачей в освоении ПСР является научиться
расслаблять мышцы тела. Кроме того, что умение глубоко расслабляться
необходимо для овладения самовнушением, у этого навыка есть и самостоятельное
значение, так сказать «фоновый» эффект. В этом состоянии значительно
интенсивнее происходят процессы восстановления в организме и центральной
нервной системе, снимаются последствия стресса и психоэмоционального
напряжения, повышаются регуляторные способности организма. Поэтому, уже на
этапе освоения навыков ПСР Вы получите значительную пользу от регулярных занятий. Как мы
уже говорили, приемами самовоздействия в аутотренинге являются слова (формулы
самовнушения) и соответствующие им мысленные образы. Поэтому, произнося формулы самовнушения, сопровождайте их соответствующими
образами. Первое
занятие состоит из трех частей: -
Общее успокоение -
Расслабление -
Активация. В
первой части используются следующие формулы: 1. Я
совершенно спокоен... 2.
Все мои мышцы приятно
расслаблены для отдыха... 3.
Все мое тело полностью отдыхает... 4.
Я совершенно спокоен... Все же
этот материал готовится мужчинами, посему женщинам просто предлагается все
формулы переиначить в женский род самостоятельно. Эти
формулы предназначены для плавного перехода от обычной деятельности к
занятиям аутотренингом. Расслабление мышц лица рефлекторно вызывает
успокоение. Поэтому и начинать успокоение надо с расслабления лица, с
создания «Маски релаксации». Делается это так. Приняв
одну из поз для занятий, сделайте глубокий вдох и спокойный слегка
замедленный выдох. Раскрепостите мышцы лба («безмятежное чело»), мягко
закройте глаза, язык легко приложите к корням верхних зубов изнутри (как при
произнесении звука «т»), нижней челюсти дайте слегка отвиснуть и чуть
выпятите ее вперед (как при произнесении звука «ы»). При таком положении, которое
называется «маска релаксации», наиболее полно расслабляются мышцы лица.
Каждое занятие начинайте с «Маски релаксации». Несколько
слов о дыхании. В каждом дыхательном цикле соседствуют активное
и пассивное начало. Вдох – активность, работа. Выдох – расслабление отдых.
Этот эффект может быть использован для целей саморегуляции. Если произносить
формулы связанные с расслаблением, покоем, отдыхом на спокойном, слегка
замедленном выдохе, их действие усиливается. Вообще,
при удлинении выдоха рефлекторно наступает успокоение и расслабление, а при
удлинении вдоха – активация. Поэтому
старайтесь произносить формулы покоя и расслабления либо полностью на слегка
замедленном выдохе либо произносите на выдохе ту часть формулы, которая
непосредственно относится к расслаблению и покою. Например,
мысленно произнося «Я совершенно…» делаете обычный вдох, а произнося
«спокоен…» делаете выдох. Я буду предлагать вам варианты такого разбиения с
помощью многоточия. Более длинные фразы можно разбивать на несколько вдохов-выдохов.
Произнося
следующую формулу: «все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха», вы можете
произносить ее на одном цикле вдох-выдох, т.е. «все мои мышцы…(на вдохе)
приятно расслаблены для отдыха…(на выдохе)» или на двух циклах, т.е. «все мои
мышцы…(на вдохе) приятно расслаблены…(на выдохе, потом опять вдох) для
отдыха…(опять на выдохе)». Попробуйте, и вы поймете, что это очень
естественно. Произнося
формулу «Я совершенно спокоен» Вы как бы обозначаете свое намерение
отойти на время занятий от всех дел, проблем и забот. Мысленно
произнося «все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха» нужно просто
обратить внимание на то, что удобная и расслабленная поза с закрытыми глазами
сама по себе располагает к покою и отдыху. Произнося
формулу «Все мое тело полностью отдыхает...» вспомните, как, например,
приятно после напряженного трудового дня погрузиться в теплую ванну. Или как
спокойно и беззаботно Вы чувствуете себя лежа на пляже под лучами южного
солнца. У каждого есть подобные воспоминания. В
завершении этого блока, произнося еще раз «Я совершенно спокоен» снова
обратите внимание, как удобная, расслабленная поза, спокойное дыхание и
соответствующие представления создают атмосферу покоя и отдыха. Следующий
блок – расслабление. После выполнения подготовительных
упражнений вам будет не трудно вспомнить те ощущения, которые возникают в
расслабляющейся мышце. Ваша задача – на вдохе мысленно произносите название
очередной группы мышц, сосредотачивая внимание на этих мышцах, стараетесь
почувствовать остаточное напряжение и на выдохе – расслабить эти мышцы.
Для
того, чтобы расслабить мышцы надо просто вспомнить и постараться как можно
ярче представить те ощущения, которые испытывали при расслаблении мышц в
подготовительных упражнениях. Если трудно почувствовать какую-то группу мышц
– слегка напрягите эти мышцы, как в подготовительных упражнениях, а затем
расслабьте. После нескольких занятий необходимость в таком предварительном
напряжении отпадет сама собой. Итак,
блок расслабления выглядит следующим образом: 1.
Расслабляются мышцы лба... 2.
Мышцы глаз... 3.
Мышцы рта... 4.
Мышцы шеи... 5.
Расслабляются мышцы плеч... 6.
Мышцы предплечий... 7.
Мышцы обеих кистей... 8.
Сосредоточиться на своем дыхании и настроить его на спокойный (сонный)
ритм... 9.
Расслабляются мышцы груди и спины... 10.
Мышцы бедер... 11.
Мышцы голеней... 12.
Мышцы стоп... 13.
Все мои мышцы полностью расслаблены... Произнося
последнюю формулу, постарайтесь почувствовать в целом расслабление всего
тела. Можете некоторое время побыть в этом приятном состоянии, насладиться
им. Затем переходите к формулам активации. Каждое
занятие, кроме тех, которые вы выполняете перед сном, надо заканчивать
формулами активации: 1.
Я хорошо отдохнул... 2.
Мои силы восстановились... 3.
Во всем теле ощущаю прилив энергии... 4.
Голова ясная, свежая... 5.
Я словно принял освежающий душ... 6.
По всему телу пробегает приятный озноб... 7.
Делаю глубокий вдох... Резкий выдох, поднимаю голову, открываю глаза. Мы
будем называть это «выходом». Выход необходим для снятия состояния расслабленности
и пассивности. Выход надо делать энергично и решительно. В противном случае,
вы можете испытывать некоторую вялость и сонливость после занятий. Промысливая
формулы выхода старайтесь как можно ярче представлять соответствующие им
образы. Начиная произносить формулы выхода, переходите на активизирующее
дыхание (вдох более активный и длиннее выдоха). Здесь большую роль играет
твердое намерение почувствовать себя бодрым и энергичным. У
каждого бывали моменты особого подъема и энергии. Вспоминайте эти моменты во
время произнесения активизирующих формул. Заканчивая занятие, потянитесь,
сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и легких физических упражнений. Например,
можно несколько раз энергично свести и развести руки перед грудью и сделать
пару наклонов вперед и в стороны. Если
Вы склонны к повышенному артериальному давлению, делайте выход менее
энергично. Не используйте формулы 5 и 6. Концентрируйте внимание на том, что
Вы хорошо отдохнули и набрались сил. Если
Вы склонны к пониженному давлению, наоборот, делайте более энергичный выход.
Повторите 2-3 раза формулу 6. Формулу 7 можно заменить на «Я весь – как
взведенная пружина». При этом почувствуйте максимальную наполненность
энергией, как перед стартом. Последней формулой выхода будет: «Внимание…
Встать!». Сделайте резкий выдох (как выстрел из лука), энергично встаньте и
сделайте несколько физических упражнений. Ориентируйтесь
на свое самочувствие, и Вы быстро найдете оптимальный вариант для себя. Все
формулы самовнушения надо выучить и пользоваться только ими. Только в этом
случае они будут постепенно обретать для вас все большую силу. И
насчет «выучить все формулы» советуем воспользоваться мнемотехникой.
Например, выписать все формулы на листочек, на другой стороне оставить только
первые буквы слов, прочесть написанное в полном виде один раз, а потом
повторять по обратной стороне, подглядывая в полный формат только в крайнем
случае. А потом повторять наизусть, подглядывая только на обратную сторону
листка. Кстати, именно так следует учить стихи и определения. Или
составить мнемонический рассказ. В общем, можно поступить по-разному. Потом
все это закрепится и будет проходить «на автомате». В
следующем выпуске мы конспективно изложим суть второго урока еще раз, а также
критерии успешного освоения и ожидаемые «фоновые» эффекты. Еще
один момент. Вы, конечно, скажете, что так успокаиваться и расслабляться учат
все. Но ведь это только промежуточный, более того, начальный этап. Потом
пойдут техники быстрого успокоения и включения концентрации. Ну, примерно как
это требуется на оперативной работе. Но без
этого этапа не обойтись. Дополнительно
сообщаем, что все выпуски наших рассылок есть на сайте www.shram.kiev.ua на странице АРХИВЫ
РАССЫЛОК. Просим
также отозваться все учеников, занимавшихся по первому выпуску курса развития
памяти и интеллекта. Пару раз в месяц мы будем готовить что-то вроде
бюллетеня или журнала для учеников ранних и тех, кто начал заниматься по
Курсу «Память. Интеллект. Успех», в котором будем публиковать всякие
интересные штуки, рекомендовать литературу, в том числе делать обзоры
таковой. И еще один момент. В журнале планируется доска объявлений на тему
кто чего предлагает и кто чего ищет. Я первый дам объявление о книгах,
которые ищу. Может, кто-то и поможет. Удачи
всем и во всем! |
Вып.
42. Интересные факты из истории АТ и ПСР. Здравствуйте! Съездил
в командировку в Омск, где провел четырехдневные занятия. Получилось весьма
убедительно, так что выездная модель работы имеет право на существование. За
время отсутствия писем поднакопилось, заявок, на все постарался ответить. Очень
приятно, что практически во всех письмах отмечается положительный
оздоровительный эффект от занятий. Собственно говоря, так и должно быть.
Смеем уверить, что дальше будет еще «положительнее». По
приезду обнаружил, что сайт не работает. Потребовалось несколько дней и вагон
нервов, чтобы восстановить статус кво. А посему: 1.
Если сайт не работает, то это не означает, что мы прекратили работу или
пропали. Просто технические сложности или просто неурядицы, которые рано или
поздно решаются. 2.
По-прежнему поступают просьбы прислать отдельные выпуски рассылок. На сайте
есть страница АРХИВЫ, там есть все выпуски. А
сегодня мы все же продолжим тему АТ и ПСР и коснемся исторических аспектов их
развития. О том,
что Вы сейчас прочтете, никто не пишет. Или просто не знает. Или не сообщает
по понятным мотивам, суть которых станет ясна позднее. Итак,
везде, в том числе и у нас, указывается, что родоначальником аутотренинга
является Иоганнес Генрих Шульц, немецкий психолог и психиатр. И все. В
воображении рисуется такой благообразный профессор с бородкой клинышком,
последователь Фрейла и Юнга, любитель прогулок по тенистым университетским
аллеям… А на деле… Маленькая
ремарка. В Германии всегда был повышенный интерес к Востоку. Впрочем, и в
СССР тоже, правда, это не так афишировалось. Если говорить точнее, то и там,
и там явно угадывалось стремление поставить достижения Востока на службу
армии и для достижения политических целей. К
примеру, Гитлер отправил на Тибет несколько экспедиций для поиска Шамбалы,
нахождения там оси времени и получения возможности эту ось вращать. Проиграл
Курскую битву – взял и повернул время обратно. В СССР аналогичную задачу
решал Рерих, экспедиции которого финансировались НКВД. В отличие от немецких
экспедиций, продвинувшихся довольно далеко в познании тайн Тибета, Рерих
отличился разве что грудой достаточно аляповатых картин. Лучшие
умы понимали, что напрямую восточные традиции перенять сложно, их надо
адаптировать к европейскому менталитету. И Шульц одним из первых сделал это. Аутотренинг
– это не что иное, как европейский вариант йоги. Можно также сказать, что это
то самое звено, которое поможет европейцу постичь йогу. Многие
сразу начинают заниматься йогой и тут уместна аналогия. Перед человеком
поставили цель - забраться на высокое препятствие. Можно решить задачу
лобовым методом, то есть сразу начинать карабкаться. Кое-кто с этим
справляется, но немногие. А можно просто подложить стопку кирпичей и спокойно
взять препятствие. Это может сделать каждый. Аутотренинг
и есть та самая стопка кирпичей. Кирпичных дел мастер Шульц их нам
предоставил. Последователи, правда, улучшили качество кирпичей и добавили к
ним удобные выемки и выступы. Но начал все тот самый Шульц. А теперь
несколько слов об этом, мягко говоря, неординарном человеке, плодами трудов
которого пользуется человечество. Иоганнес
Генрих Шульц (1884-1970) в годы фашистской диктатуры в Германии активно
сотрудничал с нацистами. Об этом сообщает немецкий журнал «Шпигель». Этот
факт долгие годы скрывался и замалчивался многочисленными поклонниками
знаменитого психиатра. Его прошлое всегда было окружено завесой тайны. Сын
теолога, уже в годы Первой мировой войны служил военным врачом в лазарете для
раненых. Для «военных невротиков», «страшащихся фронта психопатов», «дрожащих
в окопах солдат» Шульц разработал эффективное психотерапевтическое средство -
«продуктивную деятельность». После трудовой психотерапии солдаты отправлялись
снова на фронт. После
прихода Гитлера к власти Шульц, офицер люфтваффе, встал на службу «нового
порядка», занимая руководящие должности в Немецком институте психологических
исследований и психотерапии. И
первоначально аутотренинг задумывался именно как средство выживания для
сбитых летчиков, попавших в экстремальную ситуацию, например, в холодные
морские воды. Следующим
этапом было развитие аутотренинга для целей «Абвера», откуда аутотренинг и
начал перекочевывать в НКВД. Ведь поначалу Германию и СССР объединяло много
чего. Для
примера. Любимая народом песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» нота в
ноту (не похожа, а именно нота в ноту!) повторяет марш штурмовых отрядов
«ХОРСТ ВЕССЕЛЬ». В
серии «Жизнь замечательных людей» в конце тридцатых годов была издана книга
«Адольф Гитлер», правда, с началом войны ее быстренько изъяли и уничтожили.
Дело в том, что книги этой серии раньше распространялись не через торговлю, а
строго по подписке. И в нужный момент найти нужные книги труда не составляло,
а если кто-то дал кому-то почитать и книга пропала, то вопрос решался уже не
с книгой, а с человеком. В
Брестской крепости в 39-м году Гейнц Гудериан принимал парад вместе с
советскими военачальниками, германские и советские колонны чередовали друг
друга, а освобождение Западных Белоруссии, Украины не что иное, как
совместная войсковая операция. Собственно, об этом все уже знают. И
Гитлер, и Сталин считали себя учениками Гурджиева. И были очень и очень
похожи. Сейчас
по белорусскому телевидению идет сусальный фильм о Сталине, в котором
рассказывается, какой он был хороший и гениальный. Насчет «гениальный» может
быть в чем-то и есть, граф Влад Тепеш-Дракула тоже был в своем роде
гениальным военачальником и основоположником румынского туризма, но вот
насчет хороший… Видно те, кто почитают Сталина и по революционным праздникам
шляются с его портретами, не отсидели десяточку без права переписки и не
голодали в Украине. А если попадали под маховик репрессивной машины и по
прошествии многих лет ходят с плакатами, то это уже вопрос психиатрической
клиники. Но
вернемся к Шульцу. Постепенно аутотренинг стал достоянием элитных германских
войск. Равно как и советских. Методички по аутотренигу сороковых годов имели
грифы секретности и слово в слово повторяли немецкие. Эффективность
аутотренинга обусловила его дальнейшее развитие и этим вопросом в первую
очередь занимались именно психологи секретных служб. Нам
поступают письма со ссылками на разные книги по аутотренингу. Различие между
этими книгами ясно только специалисту. Практически все книги носят чисто
оздоровительный характер, и это прекрасно. Тот
вариант аутотренинга, что мы предлагаем в рассылке и особенно в готовящемся
уроке Курса «Память. Интеллект. Успех» имеет направленность более, как бы это
выразиться, относящуюся к тематике рассылки, а оздоровительные эффекты носят
фоновый характер. Помимо
работ по аутотренингу Шульц развил бурную «психотерапевтическую»
деятельность, имеющую специфическую направленность. Его «достижения»: -
Доказывание ненужности психиатрических клиник для олигорфренов и эпилептиков.
Он прямо говорил об «уничтожении» этой «жизни, не имеющей жизненной
ценности». Психиатр считал, что «больницы для идиотов скоро перестроятся и
опустеют». - В
новом мире, по мнению Шульца, не было места для гомосексуалистов. Их психиатр
однозначно считал «извращенцами». С этим «медицинским диагнозом» тысячи
гомосексуалистов отправлялись на изнурительные работы в концентрационные
лагеря. Для многих это означало смерть. Для
того, чтобы поставить сложный диагноз, от которого зависела жизнь
подозреваемого, Шульц практиковал следующий жуткий ритуал: кандидат должен
был совершить в присутствии эксперта Шульца и его комиссии половой акт с
проституткой. Кому удавалось продемонстрировать в этой стрессовой ситуации
экзистенциальной угрозы свои мужские способности, получал спасение от
концлагеря. - Само
собой, что и к расовым теориям «тысячелетнего рейха» Шульц приложил всяческие
старания. Хотя до вступления в ряды НСДАП был женат на еврейке. В
общем, на совести Шульца много чего. Типичное проявления «гения и
злодейства». Сложный
вопрос иногда возникает – чем пользоваться и чем не пользоваться. Да,
аутотренинг изобрел нацист. Тренажер для запоминания информации, который мы
выпускаем и которому присвоили название «ИнЯз—мнемо» - разработка абверовских
специалистов. Единственный
выход, на наш взгляд, применять такого рода разработки исключительно в благих
целях и тем самым очистить их от личных качеств создателей и изобретателей. К
истории АТ и ПСР мы еще будем возвращаться, а сегодняшний выпуск считайте
разминкой перед дальнейшим прохождением курса после перерыва. До
Нового года мы выйдем еще раз обязательно. И поздравим, и информацией
нагрузим. Еще
раз напомним, что продолжаем прием на наш Заочный Курс «Память. Интеллект.
Успех». Многие методы, приведенные в нем, относятся к арсеналу спеслужб, но
вполне сгодятся и в мирных, учебных целях. Удачи
всем и во всем! |
Вып.
43. Исправление ляпа и кое-что по делу. Здравствуйте! Думал
передохнуть денек, а не тут то было. Допустил неточность в последнем выпуске
и посыпались письма. Будем исправлять неточность. А заодно и тему АТ и ПСР
продолжим. Никак
не ожидал, что среди подписчиков столько знатоков нацистского искусства.
Поэтому сразу же скажу, что я действительно ошибся, сравнив песню «Все выше и
выше» с маршем «Хорст Вессель». На самом деле наша прославленная песня один в
один похожа на марш "Das Berliner Jungarbeiterlied". Сразу
скажу, откуда информация и источник ошибки. Сева Новгородцев, был такой
суперпопулярный ведущий программ Би-би-си. По совместительству он работал
консультантом в плане недопущения ляпов в передачах и фильмах о СССР
(например, следил, чтобы милиционеры не выряжались в форму пограничников,
рядовые не носили папах и т.п.). Однажды
его попросили подобрать музыку к кадрам, в котором показывались советские
самолеты. Ну что мог предложить бывший советский гражданин? Ясное дело, «Все
выше и выше». Ему тут же указали на некомпетентность и заподозрили в
диверсии, заявив, что советские самолеты на фоне нацистского марша будут
выглядеть не совсем, так сказать, этично. Сева
был возмущен до глубин души. Тут же сходил в немецкую редакцию Би-Би-Си, где
«страшная» правда подтвердилась. Ему сказали, что это «Хорст Вессель». И
Новгородцев эту песню перекатал и пустил в эфир в качестве уже курьеза. Он
даже пытался установить, кто у кого спер мелодию. И не установил. Будем
думать, что пальма первенства за нами! Хотя другое мнение имеет место быть. Вообще
насчет того, что может искусство, можно порекомендовать фильм Лени Рифенталь
«Триумф воли» о нацистском съезде. На первых ролях фюрер, великолепные планы.
Самое интересное, что под тем, что говорил Гитлер в фильме, может подписаться
любой. Все о мире, о прогрессе, о молодежи. Закроешь глаза – и ты на съезде
КПСС. Сталин
неоднократно поручал снять что-то такое же сильное, но не получилось, не было
той силы и убедительности, как у Рифенталь. Были
также вялые протесты насчет сравнения Гитлера и Сталина. Блин, да оба
людоеды! Успокоимся,
и перейдем к мирной теме – ПСР. Приведем
оценку критериев успешного прохождения второго урока по АТ и ПСР. Оценка
«Хорошо» - Хорошо расслабляются все основные группы
мышц. Возможны ощущения остаточных напряжений в мышцах шеи и спины. Оценка
«Отлично» - Хорошо расслабляются все группы мышц.
Периодически возникают ощущения тяжести и/или легкости, тепла,
покалывания, онемения отдельных частей тела или мышц. Оценка
«Неудовлетворительно» - Ничего не делал. Мы уже
рассказывали о возможном положительном эффекте в результате занятий через
примерно три-четыре недели после начала занятий. Расширим временные рамки и
приведем возможную эффективность от занятий продолжительностью полтора-два
месяца. Это актуально с учетом того, что примерно такое время тема АТ и ПСР
освещается. На
всякий мы повторим вначале то, что вы уже читали. Ничего страшного, лишняя
публикация послужит делу мотивации к регулярным занятиям. 1)
Через 1-2 недели. После
выполнения упражнения возникает ощущение, что хорошо отдохнул. Легче
происходит засыпание. При регулярных занятиях, многие отмечают, что стали
меньше уставать за день. Возможно улучшение настроения. 2)
Через 3-4 недели. Нормализуется
сон (если раньше были проблемы с засыпанием). Улучшается концентрация
внимания. С помощью АТ удается быстрее восстановить силы, отдохнуть. 3)
Через 1.5 - 2 месяца. Возникает
ощущение внутренней силы. Появляется уверенность. Еще
больше усиливается концентрация внимания. Стресс,
усталость легко снимаются с помощью упражнений. Возможно
улучшение работоспособности, памяти. Заметно
улучшается самочувствие, настроение. Возможны
случаи спонтанного разрешения различных личностных проблем и проблем со
здоровьем (многие проблемы решаются как бы в фоновом режиме, за счет
улучшения работы мозга и центральной нервной системы при регулярных занятиях
АТ). Каково?
Прямо так и хочется воскликнуть: «Вы еще не занимаетесь АТ и ПСР? Тогда мы
идем к Вам!». Многие
спрашивают: «А можно ли выполнять второй урок и продолжать выполнять
первый?». Ответ: «Безусловно!» Здесь же нет четкой границы, как в школе –
выучил один урок и только тогда начал следующий. Занимающихся
по курсу «Память. Интеллект. Успех» просим не форсировать занятия АТ и ПСР,
пусть все идет своим чередом. Лучше всего, если Вы совместите занятия
мнемотехникой, занятия по 4-й книге и занятия АТ и ПСР. Все это по идее
не должно у Вас занимать более 30-40 минут в день. Причем лучше всего, ели
эти минуты разбиты на несколько интервалов в течение суток. Главный
итог – выход на новый уровень восприятия информации, что подтвердило уже
достаточное количество занимающихся. Например, М. перестал вести конспекты на
лекциях, ограничиваясь только небольшими пометками по вечерам в рабочей
тетради. В. Стала резко выделяться среди менеджеров одной крупной компании,
что стало причиной ее карьерного роста. Я
привожу инициалы не потому, что этих людей выдумал. Просто они не
уполномочивали меня давать их полные имена. Скоро
Новый Год и Рождество. Постараюсь выйти еще в этом году с третьим уроком,
чтобы было чем заняться во время рождественских каникул. И
последнее на сегодня. Тем, кто получил первую ступень Курса, сообщаем, что
начало второй ступени – пособие по ПСР и АТ – почти готово, осталось только
фотографии вставить в макет книги. Делаем это в рассылке, так как проще
ответить всем сразу на один и тот же вопрос. В этом
году еще свидимся! Удачи! |
Вып.
45. Дайджест третьего урока по АТ и ПСР Здравствуйте! Отшумели
Праздники (почти, еще Старый Новый Год впереди), как-то постепенно входишь в
рабочую колею. Но даже в праздничные дни нас не забывали, присылали письма с
вопросами, предложения, ну и, конечно же, поздравления, за что большое
спасибо. Помнится,
что предыдущий выпуск мы посвятили третьему уроку по АТ и ПСР (напомним, что
всего их будет семь). И для того, чтобы, так сказать, раскачаться и не сразу
ввергать Вас в пучину занятий, а подвести постепенно, мы, как и обещалось,
дадим этакий дайджест третьего урока. Итак,
занятие 3 выглядит следующим образом: I.
Формулы покоя – аналогично уроку 2 II.
Мышечная релаксация – аналогично уроку 2 III.
Тепло 1.
Я чувствую приятное тепло в моих руках... 2.
Кровеносные сосуды моих рук слегка расширились... 3.
Горячая кровь согревает мои руки... 4.
Приятное тепло разливается по рукам… 5.
Мои руки теплые... 6.
Я совершенно спокоен. IV.
Формулы активации – аналогично уроку 2 V.
Записать те ощущения, которые возникали во время занятий. Чтобы
переходить к следующему уроку, Вы должны научиться согревать руки. При этом,
особенно заметно теплеют кисти рук. Обычно на освоение этого упражнения
требуется 1-2 недели. Мы еще
раз подчеркнем важность пункта V, то есть записи своих мыслей и ощущений.
Спору нет, можно обойтись и без этого, но… 1.
Вспомните, как Вы посещали какие-либо курсы или тренинги по психологии и
через каждые полчаса Вас спрашивали насчет «а что Вы чувствуете?», и Вы,
немного боясь ляпнуть что-то не то, мычали что-то вроде «ммм… ну, в общем…
как-то так…» и с радостью соглашались, когда преподаватель начинал
рассказывать Вам, что Вы чувствовали. Так вот, если начнете это делать сами,
то через какое-то время сможете очень четко описывать свои ощущения и эмоции,
причем довольно подробно и связно. 2.
Весьма часто сразу после окончания занятия приходят какие-то мысли,
наблюдения, которые через минут 20 забываются, примерно, как сон, который
сразу после пробуждения помнишь хорошо, а после утреннего туалета уже не
очень. 3.
В конце концов, если Вы будете делать простые отметки о факте прохождения
занятия, то это будет наглядно показывать, как Вы продвигаетесь по пути как
освоения всего занятия, так и вершин АТ и ПСР. А
теперь краткий дайджест всего пройденного материала. Занятие
1. Подготовительные упражнения, освоение ощущения расслабления. Занятие
2. Состояние покоя. Расслабление. Занятие
3. Тепло в руках. Часто
спрашивают – а можно ли, например, продолжать выполнять предыдущие уроки во
время выполнения последующих? Безусловно, можно, то к следующему уроку
переходите только при уверенном освоении предыдущих. Спрашивают
также, когда будет готова книга об АТ и ПСР. Отвечаем.
Книга будет готова в течение двух недель (в смысле дописана) и еще в течение
двух недель отпечатана. Тираж будет небольшой и для начала мы удовлетворим
запросы тех, кто занимается по курсу «Память. Интеллект. Успех». А потом в
скором времени сделаем допечатку, так что без книги никто из пожелавших ее
заказать в конечном итоге не останется. В
отличие от рассылки в книге будут фотографии и книга будет комплектоваться
компакт-диском с инструкциями. Но по количеству материала она мало чем будет
отличаться от того, что дается в рассылке. Так что при желании освоить АТ и
ПСР можно будет и по текстам рассылки. Предвижу
упрек, что обещал книгу несколько ранее закончить. Все верно, но вот только
одно обстоятельство. Уважаемы
москвичи и гости столицы! Не вздумайте покупать технику в широко
разрекламированном магазине «Эльдорадо», «территории низких цен»! Как
выяснилось, в этом магазине в основном продается некондиция с Запада и
Востока. Для
подготовки иллюстраций к книге я там приобрел цифровой фотоаппарат и увез
домой, в Минск. Ну, в комплект взял еще и мп3-плейер – аудиокниги слушать.
Плейер не заработал вообще, а фотоаппарат долго приводил в чувство, придумав
такие режимы работы, что… Вот она и задержка. Между
прочим, принимаю еще один упрек. Насчет «Эльдорадо» мог спросить не после
покупки, а до нее у своих знакомых из ФАПСИ, которые мне все растолковали,
как и то, что основная работа в этой сети магазинов – отбиваться от клиентов
и пытаться не вернуть им деньги под любым предлогом. Это я
не пожаловаться, это просто глупо. Так, предостерегаю, чтобы не повторяли
подобные неосмотрительные поступки. Ну, и за задержку оправдываюсь при
подготовке книги. Но
закончим выпуск все же на мажорной ноте. 27
января 2006 года исполняется 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея
Моцарта. Мы на страницах рассылки «Музыка и Интеллект» начали публиковать его
биографию. Как нам кажется, написана она интересно и неплохим языком. Так что
подписывайтесь или заходите на сайт www.shram.kiev.ua и скачивайте ее со страницы АРХИВЫ РАССЫЛОК. Удачи!
|
Вып.
46. Пять источников и пять составных частей АТ и ПСР. Здравствуйте! Надеюсь,
что усвоение третьего урока идет полным ходом. Четвертый урок будет в
рассылке завтра-послезавтра. А сегодня я помещу главу из нашего с Дмитрием
Петуховым пособия «Психическая СамоРегуляция и Интеллект», которая скоро
выйдет как продолжение курса «Память. Интеллект. Успех». Поначалу
публикация этой главы не входила в планы рассылки, так как объем рассылки все
же имеет ограничения, но все же мне показалось, что если Вы будете знать
истоки, предпосылки возникновения АТ и ПСР, то занятия пойдут более
осмысленно и в них появятся новые краски. Итак, «ПЯТЬ
ИСТОЧНИКОВ И ПЯТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АТ И ПСР Вот
видите, насколько ПСР и АТ богаче марксизма. Ленин писал, что у марксизма их
три, то есть источника и составляющих. Правда, бед вышеозначенный марксизм
принес человечеству побольше. Вот если бы все занялись АТ… Но об этом приходится
только мечтать. Если
мы уж взялись за проведение исторических параллелей с марксизмом, то скажем
еще, что в начале 20-го века «Призрак бродил по Европе, призрак
аутотренинга…». И впрямь как призрак коммунизма. Итак,
источник первый – САМОВНУШЕНИЕ. Применение
приемов самовнушения в первую очередь связывают с работами французского
аптекаря Эмиля Куэ, который называл свою систему «школой самообладания путем
сознательного самовнушения». Если
говорить упрощенно, то суть этой системы заключается в том, что если человек
будет себе раз 20-30 повторять какую-то установку, то она, в конце концов,
начнет действовать. Например,
человеку предлагалось лечиться таким образом. Ежедневно, сидя или лежа в
удобной позе, мысленно или шепотом повторять формулы самовнушений вроде «Мне
становится лучше и лучше… Мое давление нормализуется…». Такие сеансы
рекомендовалось проводить 3-4 раза в день, особенно перед сном, в состоянии
покоя и расслабления. Общий курс лечения должен был длиться от двух месяцев
до года. В 20-е
годы ХХ века метод был чрезвычайно популярен. Даже в «Саге о Форсайтах», этом
эпохальном произведении Голсуорси, главный герой лечился с применением метода
Куэ. Куэ
подчеркивал, что самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых
усилий. Внешняя
простота метода породила массу шарлатанов, которые компрометировали метод. Кроме
того, упор делался на словесные формулировки, а этого было все же
недостаточно. Тем не менее, метод Куэ можно смело отнести к несомненным
достижениям прикладной психологии. К заслугам
Куэ следует отнести так же то, что он показал целесообразность замены
негативных формул самовнушения на положительные, позитивные.. Например, «Я
здоров» вместо «Я не болен». При
этих строках должны учащенно забиться сердца почитателей Наполеона Хилла и
Луизы Хей, этих буревестников афирмаций. Для
тех, кто пока не слышал этого слова. Афирмация – это положительное
утверждение, повторяемое многократно и позитивно воздействующее на человека.
Самое главное, что это оружие вполне действенное. Вы можете начать
произносить по 30 раз утром и вечером утверждение-афирмацию «С каждым днем
везде и во всем мои дела идут все лучше и лучше» и примерно через
недельку-другую они на самом деле пойдут получше. Между
прочим, с помощью афирмаций Луиза Хэй избавилась от онкологического
заболевания. Так
что эта составляющая АТ весьма и весьма работоспособна. Источник
второй – ХАТХА-ЙОГА и РАДЖА-ЙОГА. Только
совершенно отсталый житель глубинки (да и то мы сомневаемся, что таковой
найдется) не слышал этого чарующего и наполненного романтикой слова – йога.
Фантастические результаты и возможности йогов привели к тому, что ею не
начинал заниматься только ленивый. Правда, сколь заметных результатов
добивались далеко не все. Не такая уж и простая штука для европейского
человека. Основателем
йоги считается древнеиндийский философ Патанджали и само учение насчитывает
почти 3000-летнюю историю. В
основе учения йогов о влиянии на психофизические функции лежит представление
об индивидуальной жизненной силе – «кундалини», центром сосредоточения
которой является нижняя часть позвоночного столба. Цель
упражнений йогов – объединение кундалини с животворящей силой «праной», что
наделяет человека сверхъестественными силами и способностями. К средствам,
которыми этого добиваются, относятся: - воздержание
(«иама»); -
культура питания, труда и отдыха («нияма»); - позы
(«асана»); -
специальное дыхание («пранаяма»); -
удаление чувств («пратьяхара»); -
концентрация внимания («дхарана»); -
созерцание («дхъяна»); -
сосредоточение («самадхи»). Первых
четыре элемента относятся к физической и физиологической подготовке, а четыре
последних относятся уже полностью к психической сфере. Упражнения
раджа-йоги и хатха-йоги имеют глубокий физиологический смысл. Приемы
саморегуляции некоторых физиологических процессов (хатха-йога) и мощная
тренировка психических функций (раджа-йога) существенно повлияли на создание
Аутотренинга. Состояние,
которое часто называют «сон йога», представляет собой по сути состояние
аутогипноза, при котором функции дыхания, кровообращения, обменных процессов
существенно замедляются. Нельзя
не обратить внимание на дыхательную гимнастику йогов, которая не только
улучшает вентиляцию легких и насыщение крови кислородом, но и приводит к
самомассажу и улучшению кровоснабжения внутренних органов. Важным
моментом системы йогов является установление связи эмоционального состояния
человека с тонусом мускулатуры и мимикой. Йоги развивают чрезвычайно высокую
степень самовоздействия на эмоционально-вегетативную сферу. В
своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» Шульц
подробно анализирует сходство и различие методов Аутотренинга и йогой. В
частности, он указывает, что «асаны» йоги очень похожи на позы для занятий
аутотренингом. Вообще
связь Аутотренинга и йоги более глубинна, нежели просто сходство упражнений и
состояний или простое привлечение каких-то моментов йоги. И
йога, и Аутотренинг подразумевают регулярные тренировки и занятия. Так не
бывает, что в этих системах что-то сделал, чего-то достиг и можно прекращать
занятия. Спору нет, навыки останутся, но это примерно все равно, как всходить
на гору, остановиться на полдороге и так там и остаться. Тем более, что
достичь можно очень высоких вершин. Кроме
того, нельзя сводить Аутотренинг и йогу к пусть и очень эффективному, но
просто набору упражнений, позволяющих укрепить здоровье, избавиться от
стрессов и так далее. Основная идея этих систем может быть в двух словах
сформулирована как «в поисках свободы». Свободы от ограничений тела, социума,
психики, духа… В
общем, Шульц применил многие достижения йоги в созданной им системе и
существенно сократил путь европейцев к сокровищницам Древней Индии. Источник
третий – ГИПНОЗ. Вот
эта «составляющая» точно окутана почти мистической завесой. Гипнотизеры
всегда внушали легкий ужас и смиренное почтение к их особам. Ну кто из нас не
мечтал, подобно Вольфу Мессингу зайти в магазин, протянуть белый листок
бумаги, набрать товара и получить сдачи как с сотки, или посмотреть этак на
преподавателя, а тот, как сомнамбула, тянет руку к зачетке и ставит там
«отлично». Между
тем гипноз не такой уж и таинственный метод, более того, это обычный
психотерапевтический прием, и еще более скажем, что научиться гипнозу при
желании не так уж и сложно. В
молодости Шульц занимался гипнотерапией в созданной им в 20-е годы
амбулатории лечебного гипноза в Бреслау. Занимаясь практикой, Шульц заметил
две интересные вещи: -
Когда пациенты спонтанно мысленно повторяли формулы внушений, произносимые
врачом, эффективность гипнотерапии оказывалась существенно выше. Это побудило
Шульца создать достаточно простые и легко запоминаемые фразы, предназначенные
для самостоятельных занятий – «формул самовнушения». -
Шульц также обратил внимание на то, что гипнотизируемые испытывали ощущения
тяжести и тепла. Чувство тяжести наступало вследствие расслабления мышц, а
тепла – как результат расширения периферических сосудов. Исходя
из этих наблюдений, Шульц предположил, что путем сознательного расслабления
мышц и самовнушения чувства тепла можно вызвать состояние, напоминающее гипнотическое.
То
есть любой человек может сам себя загипнотизировать. Это положение –
краеугольный камень АТ. Источник
четвертый – АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА. Американский
врач Джейкобсон установил, что при отрицательных эмоциональных реакциях
всегда выявляются напряжения мускулатуры и соответствующие
вегетативно-сосудистые сдвиги. На основании этого он предложил собственный
терапевтический метод, который получил широкую известность в США как «метод
прогрессирующей релаксации». Более того, это как-то позволило Джейкобсону
утверждать, что он фактически на 10 лет раньше Шульца создал АТ. Терапевтическое
обоснование этого метода состояло в том, что произвольное расслабление
мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и
оказывает успокаивающий эффект. Это послужило причиной того, что в начале
тернистого пути АТ оба терапевтических приема часто объединялись. На
самом деле Джейкобсон близко подошел к АТ, но, во-первых, путь был несколько
иным, а во-вторых, АТ все же несколько шире как метод. Джейкобсон
открыл, что каждому типу эмоционального отреагирования соответствует
напряженное определенной группы мышц. Депрессивные состояния, к примеру,
сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры (вспомните «перехватило
дыхание»). Впоследствии
была создана «моторно-висцеральная теория эмоций Джеймса-Ланге», основное
содержание которой сводилось к тому, что в чувствах нет ничего, чего не
наблюдалось бы в мышечных, сосудистых и иных изменениях состояния организма.
Т.е., как утверждает эта теория, мы боимся (испытываем эмоцию страха) потому,
что начинаем трястись, а не наоборот. Отсюда и обратный эффект – если
растянуть рот в улыбке – настроение улучшится или если принять уверенную
позу, то действительно почувствуешь себя более уверенно. Активная
регуляция мышечного тонуса, предложенная Джейкобсоном, является важнейшей
составляющей частью современных модификаций АТ. Источник
пятый – РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Рациональную
психотерапию (или разъясняющую, логически обоснованную) трудно позиционировать,
как некий самостоятельный метод. Это, скорее, свод общих принципов
взаимоотношения врача и больного. Действительно, сложно себе представить
врача, который бы в процессе лечения не разъяснял больному сущности и причин
болезненного состояния, не рассказывал бы о предлагаемых путях излечения. Основоположником
рациональной психотерапии считается швейцарский невропатолог Дюбуа, который
полагал, что неврозы возникают как следствие интеллекта и ошибочности
суждения. В настоящее время это утверждение не могут быть приняты
безоговорочно, но многие выводы, наблюдения, рекомендации Дюбуа имеют
несомненную ценность. Причем Дюбуа преподносил информацию пациенту в очень
образной форме, что положительно сказывалось на процессе лечения. Дюбуа
по сути противопоставил понятия «внушение» и «убеждение», а Шульц, создавая
АТ, сделал их союзниками. Основные
принципы рациональной психотерапии должны входить в структуру любого метода
лечения. Активная роль интеллектуального (разъясняющего) воздействия должна
существенно изменяться в зависимости от применяемых методов лечения, от
самого заболевания. Между
врачом и пациентом должна быть установлена атмосфера доверия и взаимной
симпатии. Если этого не произошло, то лучше передать больного другому врачу. Особую
роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении,
подчеркиванию и даже преувеличению любого, пусть даже самого незначительного
положительного сдвига в процессе лечения и состоянии больного. Можно
сказать так, что Шульц, введя в АТ приемы рациональной психотерапии, влил
некую толику критичности и разума в свою систему. Итак,
мы убедились, что АТ возник не на пустом методе, а является синтезом многих
достижений науки о человеке как древних, так и относительно современных. Внешняя
простота АТ не должна вводить в заблуждение. В конце этого раздела приведем
фразу, которая весьма точно отражает суть вопроса: «Простота, не прошедшая
стадию сложности, является примитивом». Аутотренинг
далеко не примитивен. Хоть и прост.» Четвертый
урок выйдет завтра-послезавтра, тем более что легкость освоения упражнений
далее должна улучшаться, так как Вы уже много чего знаете и умеете. При
условии, конечно, что вы занимались. Если не занимались – то, как м уже
писали, можете вывести уроки на печать, скрепить степлером и начать заниматься,
когда появится соответствующий настрой. После
публикации четвертого урока мы постараемся этот настрой усилить. Также
напоминаем, что прием на заочный Курс «Память. Интеллект. Успех»
продолжается. Причем чем больше людей запишется – тем скорее выйдут
запланированные нами пособия. Напомним, что далее в курсе у нас запланированы
«ПСР и Интеллект», «Форсированное овладение языком», «Программирование и
повышение способностей», «Работа с текстами. Продуктивная стратегия чтения». Удачи
всем и во всем! |
Created/Updated: 25.05.2018