Первые конструкции электродвигателей постоянного тока
Альтернативные конструкции электродвигателей
Некоторые из электродвигателей, построенных в 40—60-х годах XIX в., действовали на принципе втягивания стального сердечника в соленоид; получавшееся при этом возвратно-поступательное движение преобразовывалось посредством балансира или шатунно-кривошипного механизма во вращательное движение вала, снабженного для равномерности хода маховыми колесами. Таковы, например, электродвигателя Пейджа и Бурбуза.
Электродвигатель Пэйджа
1 - катушка электромагнитов с втягивающими сердечниками 2 и 3
Электродвигатель
Бурбуза 1, 2 -
катушки
электромагнитов
с
втягивающими
сердечниками,
3 -
переключатель Все рассмотренные выше электродвигатели действовали на принципе взаимных притяжений и отталкиваний магнитов или электромагнитов. Они были снабжены якорями простейшей формы в виде стержня с обмоткой; такие стержневые якори являются явнополюсными. Этим электродвигателям были свойственны существенные недостатки.
Наиболее серьезными из них являлись большие габариты машины при сравнительно малой мощности, большое магнитное рассеяние и низкий к. п. д. Кроме того, вращающий момент на валу таких электродвигателей отличался непостоянством и в связи с попеременными притяжениями и отталкиваниями стержневых якорей действие таких электродвигателей было в большей или меньшей степени толчкообразным. При столь резких и частых изменениях вращающего момента на валу двигателя применение последнего в системе электропривода представлялось малоперспективным.
Электродвигатель
Пачинотти Третий этап в развитии электродвигателей характеризовался разработкой конструкций электродвигателей с кольцевым неявнополюсным якорем и практически постоянным вращающим моментом. Первый шаг в этом принципиально новом направлении был сделан итальянским ученым,
впоследствии профессором физики Болонского и Пизанского университетов Антонио Пачинотти.
Электродвигатель Пачинотти (1860 г.) состоял из якоря кольцеобразной формы, вращавшегося в магнитном поле электромагнитов.
Главное значение работы Пачинотти состоит в том, что им был сделан дальнейший и притом весьма важный шаг на пути построения современной машины постоянного тока: явнополюсный якорь был заменен неявнополюсным. К этому следует еще добавить удобную схему возбуждения и коллектор, по существу говоря, современного типа.
Модель
электродвигателя Пачинотти 1 -
электромагниты
с
полюсными
наконечниками
2, 3 -
кольцевой
зубчатый
якорь с
катушками Любопытно также отметить, что Пачинотти указал на возможность обращения своего двигателя в генератор. Однако, не зная о возможности применения самовозбуждения машины, он рекомендовал для использования машины в качестве генератора заменить электромагниты постоянными магнитами.
В 1863 г. Пачинотти опубликовал сведения о конструкции своего электродвигателя, но на эту публикацию не было обращено достаточно внимания, и изобретение было на время забыто.
Несмотря на большой интерес с принципиальной точки зрения, оно не получило распространения, так как попрежнему не было еще экономичного генератора электрической энергии.
Идея кольцевого якоря была возрождена примерно через 10 лёт.
3. Т. Граммом в конструкции электромашинного генератора. << Предыдущая [1] [2] [3]
4 Следующая >> Источник информации:
Л. Д. Белкинд, О. Н. Веселовский, И. Я. Конфедератов, Я. А. Шнейберг.
История энергетической техники. М., Л.: Госэнергоиздат, 1960.
Created/Updated: 25.05.2018