special

Юридическая энциклопедия. Буква З

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР.

Отметим, что государственный З. К. - это один из инструментов государственного управления земельным фондом.

Кроме того, ведение государственного З. К. является непременным условием обеспечения рационального использования и охраны земель, а также соблюдения требований земельного законодательства.

Выступая в роли всестороннего учета земельных участков РФ по их качественным, количественным и правовым характеристикам, государственный З. К. в то же время является основой территориального планирования использования земельных участков, их предоставления и изъятия.

Важно подчеркнуть, что роль государственного З. К. особенно возросла после введения института платности использования земли, а также института частной собственности, когда стало необходимым получать полные сведения об имеющемся либо приобретаемом
земельном участке.

Ведение государственного З. К. осуществляется в соответствии с нормами, установленными в Федеральном законе РФ от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре".

В соответствии с указанным Законом государственный З. К. - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Таким образом, сведения государственного З. К. содержат следующую информацию о земельном участке:

1) местоположение;

2) целевое назначение;

3) правовое положение;

4) наличие на нем объектов недвижимости. Государственный З. К. содержит общие

сведения о:

1) земельных участках;

2) территориальных зонах (территориальная зона - это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой устанавливаются при проведении зонирования земель);

3) землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

4) землях и границах субъектов РФ;

5) землях и границах РФ.

При этом все сведения государственного З. К. являются открытыми для ознакомления любому заинтересованному лицу (гражданину, юридическому лицу). Выделяются такие сведения, которые отнесены к категории ограниченного доступа. При этом порядок предоставления сведений определяется Правительством РФ. Сведения государственного земельного кадастра должны быть сопоставимы и совместимы со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах и информационных ресурсах.

С вопросом ведения государственного З. К. связано изучение правовой категории -государственный кадастровый учет земельных участков, под которым понимаются описание и индивидуализация в Едином государственном

реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из множества других земельных участков, а также дать земельному участку качественную и экономическую оценки.

Государственному кадастровому учету подлежат абсолютно все земельные участки независимо от формы собственности, целевого назначения и оборотоспособности, которые расположены в пределах территории РФ и составляют неделимый земельный фонд. При этом итогом государственного кадастрового учета является присвоение конкретному земельному участку индивидуального кадастрового номера.

Целью создания государственного З. К. является информационное обеспечение таких направлений государственной (муниципальной) деятельности, как: управление земельными ресурсами; земельный контроль; проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройство; экономическая оценка земельного участка и учет его стоимости при установлении обоснованной платы за земельный участок и др.

Государственный З. К. ведется по единой для всей Российской Федерации системе. Кроме того, он является основой государственных отраслевых кадастров. Внесение в государственный З. К. соответствующих сведений, связанных с изменением характеристик земельного участка, должно осуществляться непрерывно.

Государственный З. К. включает в себя множество документов, которые можно разделить на три основных вида.

1. Основные документы:

1) Единый государственный реестр земель -это документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков (содержит сведения о существующих и существовавших ранее земельных участках). При этом моментом возникновения (прекращения) существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реест р земель;

2) кадастровые дела - это совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, которые подтверждают факт возникновения (прекращения) существования земельного участка как объекта государственного

кадастрового учета;

3) кадастровые карты (планы) - это карты (план), на которых в графической либо в текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Все кадастровые карты (планы) подразделяются на дежурные (содержат сведения о местоположении земельного участка) и производные (содержат обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и иных связанных с землей процессах).

2. Вспомогательные документы - книги учета документов; книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

3. Производные документы - это документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов; статистические отчеты; аналитические обзоры; производные кадастровые карты (планы), а также иные справочные и аналитические документы.

Все документы, входящие в систему государственного З. К. РФ, ведутся

исключительно на русском языке.

Система органов, осуществляющих ведение государственного З. К., определена в гл. II указанного выше Закона. Полномочия в области ведения государственного З. К. разделены по трем уровням: федеральный, региональный и муниципальный.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра относятся:

1) разработка и принятие федерального законодательства, регулирующего основы ведения государственного З. К., а также соответствующих федеральных программ;

2) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение государственного З. К. Этим органом исполнительной власти РФ является Федеральная служба земельного кадастра России;

3) определение перечня основных сведений государственного З. К., в том числе сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. Субъекты РФ, а также муниципальные образования путем принятия нормативных актов могут включить в указанный перечень дополнительные сведения, финансируемые из

бюджета субъекта РФ либо бюджета муниципального образования;

4) установление порядка финансирования деятельности по ведению государственного З. К., а также координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ведения государственного З. К. и др.
Федеральная служба З. К. России может осуществлять свои функции как самостоятельно, так и через свои территориальные органы. Кроме того, в ведении Федеральной службы З. К. России находятся соответствующие федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации. Функции, осуществляемые Федеральной службой З. К. России, могут носить исполнительно-распорядительный, контрольный, разрешитель­ный, регулирующий, а также иной характер.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';