ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА. Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включения земли в гражданский оборот и создания земельного рынка. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений повлекло и введение платы за земельные участки. Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь З. Р. Она представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельно-правового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений. Начало З. Р. было заложено в 1990 г. принятием "Закона о собственности в СССР" и "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле". Этими актами была ликвидирована исключительная государственная собственность на землю союзного государства. Законодательство признало субъектами права собственности на землю союзные и автономные республики, автономные области и округа, допустило аренду земли, ввело плату за землю. Правовой основой для проведения З. Р. являлись: Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и
Земельный кодекс РСФСР 1991 г., которые распространили право частной собственности на землю граждан и на коллективы. Земельный кодекс 1991 г. установил в РФ три формы собственности на землю: государственную (федеральную и республиканскую), частную, общую (долевую и совместную). Определялись цели проведения З. Р., перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования; формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель. Также были определены этапы проведения З.Р.: 1) выявление потребностей граждан, предприятий, организаций и учреждений в земле; формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения и др.; 2) передача и закрепление земли в собственность, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с действующим земельным законодательством. Сроки проведения З. Р. предусматривали, что граждане и юридические лица должны переоформить право на землю в течение двух лет. Был принят Указ Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 г., который устанавливал, что право принимать решения о предоставлении земель должно принадлежать органам местной администрации. Право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, экономические, социальные и правовые основы их деятельности определялись Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. Данные крестьянские (фермерские) хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства. В последующем гражданам и юридическим лицам было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей, передавать земельные участки и их части в качестве взносов в уставные фонды коммерческих организаций. После принятия Земельного кодекса РСФСР 1991 г. была принята новая Конституция РФ 1993 г., поэтому многие положения ЗК 1991 г. устарели и были признаны недействующими.
|