ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ. Вокруг городов и промышленных поселков выделяют пригородные зеленые зоны. Они включают пригородные леса, лесопарковые защитные пояса, выполняют средозащитные (экологические), санитарно-гигиенические, рекреационные, оздоровительные функции. Особенностью их правового режима является запрет проведения на этих территориях хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на экологическую обстановку. Организация зеленых зон городов регламентируется в государственном стандарте (ГОСТ 17.5.3.01-78 "Состав и размер зеленых зон городов"). Зеленые зоны выделяются для городов с населением свыше 100 тыс. человек. Их минимальный размер - 10 га лесопарковой части на 1 тыс. человек. Максимальный размер зоны для городов с населением свыше 500 тыс. до 1 млн человек - 25 га на 1 тыс. человек. Леса зеленых зон относятся к первой группе. Территория, занимаемая зеленой зоной, образуется на землях лесного фонда, расположенных за городской чертой. В составе такой зоны учитываются зоны санитарной охраны курортов, источников водоснабжения, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог. Для городов, где отсутствует лесная растительность, зеленые зоны создаются искусственным путем на землях, непригодных для сельского хозяйства. Контроль за состоянием лесов зеленых зон городов ведут соответствующие лесхозы, ведающие и управляющие этой частью лесного фонда. Ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности зеленых зон наступает как за лесонарушения, совершенные в лесах первой группы. По решению местной администрации хозяйственное или жилищное строительство, причиняющее вред лесному хозяйству зеленой зоны, отрицательно влияющее на выполнение средозащитных и экологических функций, иные хозяйственные действия или рекреационная деятельность с подобными последствиями могут быть приостановлены либо прекращены, а причиненные убытки взысканы по решению суда, арбитражного суда. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: 1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады; 7) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территорий, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро заповедники и др.). Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
|