special

Юридическая энциклопедия. Буква П

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

- это вид

государственной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры от имени РФ для обеспечения верховенства закона, защи ты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, а также для выявления, предупреждения и восстановления нарушений законности, привлечения виновных лиц к ответственности с использованием

предусмотренных законом полномочий и правовых средств.

Как отрасль науки П. Н. - это наука, которая изучает правоотношения, возникающие в процессе осуществления П. Н.; исследует основные понятия П. Н.; изучает и анализирует правовые нормы, регламентирующие

деятельность органов прокуратуры при осуществлении надзора.

На практике принято выделять следующие виды надзора: надзор за исполнением законов (общий надзор); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за

исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемых судом мер принудительного характера, применяемых администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражей и судебными приставами.

Сущность надзора за исполнением законов (общего надзора) заключается в проверке издаваемых правовых актов на соответствие их Конституции РФ и действующему законодательству, а также исполнения законов федеральными министерствами; государственными комитетами; федеральными службами; представительными (законо­дательными) и исполнительными органами власти субъекта РФ; органами местного самоуправления; органами контроля; органами военного управления; должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Задачами общего надзора являются выявление нарушений; установление причин и условий, способствующих нарушению закона, и

принятие мер по их устранению; установление лиц, допустивших нарушение, и принятие мер по их привлечению к ответственности.

Сущностью надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение основных прав и гарантий, закрепленных в Конституции РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, законодательными и

исполнительными органами субъектов РФ; органами местного самоуправления и т.п.

Задачами данного вида надзора являются обязательное вмешательство прокурора при поступлении информации о нарушении; использование всех предоставленных законом прав для устранения нарушения; защита личных и общественных интересов; принятие мер для предупреждения правонарушения.

Данный П. Н. охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ. И надзор по соблюдению прав и свобод человека и гражданина является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры РФ, так как права и свободы человека и гражданина признаются в России высший ценностью.

Объектом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно­

розыскную деятельность (ОРД), являются органы внутренних дел, таможенные органы Федеральной службы безопасности и т.п. При осуществлении надзора за ОРД прокурор выполняет такие задачи, как охрана и защита прав и свобод граждан; обеспечение верховенства закона при проведение ОРД; обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности; предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД.

При осуществлении надзора за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, прокурор ставит перед собой следующие цели: раскрытие каждого преступления; привлечение лица, совершившего преступление, к ответственности; привлечение к уголовной ответственности только виновных лиц; соблюдение при расследовании преступлений требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела; выявление причин совершения преступлений и обстоятельств, им способствующих.

Прокурор обязан непрерывно осуществлять надзор за законностью мер, принимаемых вышеперечисленными органами, используя

предоставленные ему законом полномочия властно-распорядительного характера, чтобы ни одно действие или принятое решение этих органов не расходилось с законом и для привлечения к ответственности только виновных лиц.

Надзор за исполнением законов в учреждениях пенитенциарной системы - новое направление в деятельности прокуратуры РФ. Это связано с необходимостью повышения уровня обеспеченности прав и свобод лиц, задержанных и заключенных под стражу. Предметами данного надзора являются законность нахождения лица по стражей; соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных, а также лиц, подвергнутых мерам принудительного порядка; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. При осуществлении надзора прокурор ставит перед собой задачи выявления и устранения фактов произвола и жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным; обеспечение гуманных условий содержания; совершенствование организации и повышение эффективности П. Н.

Надзор за судебными приставами осуществляется с целью проверки исполнения

законов, соблюдения прав и свобод физических и юридических лиц данными органами при осуществлении своих полномочий.

Задачи прокуроров при проведении надзора связаны с обеспечением законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ; соблюдением обеспечения законодательства, а также прав и свобод человека и гражданина при исполнении судебных решений; соответствия законам решений судебных приставов.

При осуществлении надзора прокурор не должен подменять другие органы, в компетенцию которых входят полномочия по осуществлению надзора, он должен действовать только в рамках предоставленных ему полномочий.

В случае выявления нарушения прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушения, он ставит вопрос об их устранении перед должностным лицом или органом, в компетенцию которого входит применение соответствующих мер.

Средства реагирования при выявлении нарушений закона реализуются посредством принятия актов прокурорского реагирования (протеста, постановления, представления и предостережения).

Выбор формы реагирования зависит от

характера нарушений закона, их причин, последствий, вызванных нарушением закона.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';