ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА. К З. В. Ф. относятся земли: 1) занятые водными объектами; 2) земли водоохранных зон водных объектов; 3) земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. З. В. Ф. относятся к самостоятельной категории земель и являются не только операционным базисом, но и средством производства. Большая часть этих земель -водопокрытая, на втором месте - болотные земли, площади пашен, древесно-кус-тарниковой растительности. З. В. Ф., не занятые водными объектами, в том числе болотами, имеют сложную структуру. В них различают: сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли. З. В. Ф. предназначены для организации рационального использования, восстановления и охраны водных ресурсов. Основное целевое назначение З. В. Ф. заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей. Правовой режим З. В. Ф. регулируется Водным и Земельным кодексами, Законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В соответствии с водным законодательством подавляющая часть водных объектов находится в государственной собственности. В частную собственность допускается передавать небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водные объекты используются комплексно, т.е. одновременно для многих целей и многими субъектами. Водные объекты используются для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем нельзя рассматривать государственные и муниципальные нужды как основание для запрета на использование водных объектов гражданами и юридическими лицами. Водное законодательство подробно регламентирует порядок использования этими лицами водных объектов. При этом обособленное пользование водными объектами не допускается.
З. В. Ф. подразделяются на два вида: во-допокрытые земли; земли, прил
егающие к водным объектам, предназначенные для обслуживания юридических лиц и граждан-водопользователей. К водопокрытым относятся земли, которые покрыты водой постоянно либо большую часть года, т.е. поверхностными водами, и, соответственно, они являются частью водного объекта. Под водным объектом понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внутренними морскими водами и территориальным морем РФ. Внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ. К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ. Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на следующие виды: 1) поверхностные водотоки и водохранилища на них. Поверхностные водотоки - это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов; 2) поверхностные водоемы. Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды; 3) ледники и снежники. Ледниками признаются движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Помимо поверхностных, существуют подземные водные объекты, которые имеют свои границы, объем и черты водного режима. В их число включаются: водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, выход подземных вод на суше или под водой. Землями, прилегающими к водным объектам и предназначенными для обслуживания юридических лиц и граждан-водопользователей, являются земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, и земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Эти земли не относятся к категории водопокрытых земель. Объектом каждого водного отношения провозглашен водный объект или его часть. В отличие от земли, которая в качестве объекта земельных правоотношений выступает как однородная категория, воды характеризуются огромным разнообразием видовых различий. Но водный объект - это не только сосредоточение воды на поверхности суши в формах рельефа либо в недрах, но и земли, на которых эта вода сосредоточена. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи - граждане и юридические лица. К полномочиям Российской Федерации в области регулирования водных отношений и З. водного фонда относятся: 1) определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов; 2) владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; 3) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, федеральных государственных программ; 4) установление порядка использования водных объектов; 5) определение порядка установления водоохранных зон прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий; 6) установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для субъектов РФ по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности; 7) определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны; 8) подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод; 9) резервирование источников питьевого водоснабжения, находящихся в федеральной собственности; 10) объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия. К полномочиям субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов относятся: 1) владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами; 2) разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов; 3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; 4) установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами; 5) ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов; 6) резервирование источников питьевого водоснабжения; 7) утверждение правил охраны жизни людей на воде; 8) участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; 9) подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод на территории субъекта РФ; 10) установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах; 11) другие полномочия в области использования и охраны водных объектов, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. Органы местного самоуправления также могут обладать отдельными государственными полномочиями в области использования и охраны водных объектов. Водные объекты могут быть предоставлены в пользование одному или нескольким водопользователям, с изъятием или без изъятия земельных участков, с ограничением или без ограничения землепользования. Режим охраны земель, окружающей среды и использования водных объектов определяется целями водопользования. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом.
|