ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. Представляет собой совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства. Это регулирование осуществляется в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений. Как отрасль З. П. наиболее удобно рассматривать с трех сторон. Первоначальной формой З. П. является идеология, которая объединяет систему однородных правовых норм. Вторичной формой данного права непосредственно являются сами нормы права. Третья сторона - это земельные правоотношения, итогом которых является применение норм земельного права в реальности. Правовая идеология объединяет множество земельно-правовых норм в единую систему, которая выглядит как концептуальная государственная политика, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель. Нормы З. П., обеспечивая правовую основу земельного строя РФ, организацию рационального использования и охраны использования и охраны земель, закрепляют земельную политику государственных органов в общеобязательных правилах поведения по отношению к земле. Множество земельно-правовых норм находят свое материальное выражение в реальной действительности в виде земельных правоотношений, и их основами являются: государственное управление землей путем контроля за ее использованием и охраной; привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам либо правам на них; стимулирование рационального использования и охраны земель и др. З. П. рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе. З. П. как отрасль права: 1) исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки; 2) регулирует поведение субъектов земельных правоотношений; 3) устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель; 4) защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности. Предмет правового регулирования земельной отрасли права - волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства.
Природным ресурсом является определенная совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Также право рассматривает землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав. Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение. Земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). З. П. как самостоятельная отрасль правовой системы имеет метод правового регулирования земельных правоотношений. В соответствии с общими принципами теории государства и права методы правового регулирования в З. П. - это соответствующие характеру земельных правоотношений способы и приемы воздействия на участников данных отношений, которые складываются из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении участниками земельно-правовых норм. В зависимости от содержания земельных правоотношений их правовое регулирование осуществляется либо на основе императивного, либо на основе диспозитивного метода. Императивный метод правового регулирования -организационное воздействие на участников земельных правоотношений посредством установления обязательных к исполнению предписаний и запретов. Диспозитивный метод предполагает воздействие на участников земельных правоотношений посредством определения лишь пределов поведения данных участников и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. В систему отрасли З. П. входит совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных правоотношений. К примеру, те земельно-правовые нормы, которые регулируют ведение земельного кадастра, составляют институт земельного кадастра, нормы, регулирующие отношения в области землеустройства, - институт землеустройства и т.д. Два и более правовых института могут быть объединены в один сложный правовой институт. Примером сложного правового института в земельном праве является институт государственного управления землей, который включает в себя следующие земельно-правовые институты: 1) институт земельного кадастра; 2) институт землеустройства; 3) институт предоставления земель; 4) институт изъятия земель; 5) институт государственного контроля за использованием и охраной земель; 6) институт разрешения земельных споров и др. В Общей части закреплен правовой режим земель в виде установленного нормами земельного права порядка поведения всех субъектов по отношению к земле. Виды земельно-правовых институтов Общей части З. П.: 1) институт права собственности на землю; 2) институт государственного управления земельным фондом; 3) институт права пользования землей и охраны прав на землю. Общей части подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению. Виды земель институтов правового режима Особенной части: 1) институт земель сельскохозяйственного назначения; 2) институт земель поселений; 3) институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) институт земель особо охраняемых территорий и объектов; 5) институт земель лесного фонда; 6) институт земель водного фонда; 7) институт земель запаса. Учебная дисциплина З. П. представляет собой систему знаний и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права, излагаемых в строгой последовательности. Система учебной дисциплины З. П. подразделяется на Общую и Особенную части. Помимо данных частей, выделяют отдельный раздел. Он занимается изучением вопросов земельного законодательства и особенностей правового регулирования земельных правоотношений в зарубежных странах. Общая часть учебной дисциплины З. П. рассматривает: предмет, метод, систему земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, историю земельного права и земельного законодательства. Особенная часть рассматривает: особенности правового режима отдельных категорий земель и земель, предоставленных гражданам. З. П. выступает также отраслью науки и занимается изучением общественных процессов, которые связаны с регулированием земельных правоотношений. Однако по своим задачам и кругу исследуемых вопросов наука земельного права отличается от отрасли и учебной дисциплины. По отношению к отрасли права наука земельного права выполняет служебную роль, она призвана решать комплекс различных задач в целях обеспечения эффективности земельно-правовых норм. Наука З. П. выявляет тенденции развития отечественного земельного законодательства. В основе структуры З. П. лежат основополагающие понятия, которые и составляют принципы земельного права и земельного законодательства. В свою очередь они подразделяются на общеправовые принципы и отраслевые принципы. К отраслевым принципам З. П. и земельного законодательства относятся: 1) значение земли как основы жизни и деятельности человека; 2) охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Этот принцип обусловливает основные положения владения, пользования и распоряжения земельными участками; 3) охрана жизни и здоровья человека; 4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность участия в порядке и формах, предусмотренных земельным законодательством; 5) единство юридической судьбы земельных участков
и прочно связанных с ними объектов; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Выделяются следующие особые группы земель: ценные земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда, занятые лесами первой группы; земли особо охраняемых природных территорий и объектов; земли, занятые объектами культурного наследия, и другие особо ценные земли; 7) платность использования земли; 8) деление земель по целевому назначению на определенные категории. Из него следует, что правовой режим земель должен определяться только исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации; 9) разграничение государственной собственности на землю. Все земли, которые находятся в государственной собственности, подразделяются на следующие виды: собственность РФ; собственность субъектов РФ; собственность муниципальных образований РФ; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима земель определенной категории должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Правовое регулирование использования и охраны земель должно осуществляться в интересах всего общества в целом и гарантировать обеспечение прав каждого отдельно взятого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Значительным изменениям подвергся отраслевой принцип З. П. - принцип собственности на землю. Вместо принципа единой государственной собственности на землю утвердился принцип множественности различных форм собственности. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ ЗК РФ различают частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Нынешнее законодательство исходит из множественности форм пользования землей: постоянное (бессрочное) пользование землей, пожизненное наследуемое владение земельным участком, ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут), аренда и безвозмездное срочное пользование земельным участком. Это сопровождается установлением таких принципов, как право самостоятельно хозяйствовать на земле; равенство всех субъектов, которые осуществляют использование земли; судебная защита прав на земельный участок; возмещение вреда, причиненного нарушением требований земельного законодательства, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и муниципальных нужд. Источниками З. П. являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники З. П. классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения; 2) иные статьи Конституции РФ, опосредованно регулирующие земельные отношения. Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственногоназначения. Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовыхактов (ГК РФ). Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами. К источникам З. П. относятся акты других отраслей законодательства. Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права - меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права - нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др. Особое место среди источников З. П. занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, а также договоры, заключенные РФ с ее субъектами. К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.
|