special

Юридическая энциклопедия. Буква А

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Формирование рынка и рыночных отношений означает развитие конкуренции, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Демонополизации экономики и развитию конкуренции способствует А. З.

В государствах с рыночной экономикой уже столетия действуют антимонополистические законы (антитрестовское законодательство). В России первым законом, направленным на ограничение, пресечение и предотвращение монополистической деятельности, был Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

А. З. служит основой для нормативных актов разной правовой силы. Важное значение для применения А. З. имеют постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на

рынке определенного товара долю более 30 процентов", "Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного

законодательства" и ряд других нормативных актов.

Проведение антимонопольной политики возлагается на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и подчиненные ему территориальные управления, которые составляют единую систему, так как территориальные органы не входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Федерации и независимы от них.

На антимонопольные органы возложены две функции: созидательная и репрессивная -содействие развитию конкуренции и предпринимательства; государственный контроль за соблюдением А. З., предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

А. З. установлен верхний предел - доля, наличие которой на рынке является достаточным признаком для характеристики положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (безусловная доминанта), а также нижний предел, при не достижении которого исключается

признание его положения доминирующим. Нижним пределом считается 35 % доли рынка, верхним пределом - 65 %.

А. З. закрепляет концепцию совместного доминирования, используя для этого понятие рассматриваемой в качестве единого хозяйствующего субъекта группы лиц, проводящих скоординированную политику.

А. З. содержит как общие запреты осуществлять монополистическую деятельность, так и составы наруше ний, наиболее характерные для хозяйствующих субъектов либо государственных органов, органов местного самоуправления.

А. З. четко отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий исполнительных органов государства. При осуществлении предварительного контроля за концентрацией производства и капитала антимонопольные органы дают лишь согласие на слияние и присоединение коммерческих организаций, а государственную регистрацию осуществляют другие уполномоченные органы.

Антимонопольные органы вправе давать хозяйствующим субъектам, органам

исполнительной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам

обязательные предписания о прекращении нарушений А. З. и устранении их последствий, о расторжении и изменении договоров, противоречащих А. З., об отмене или изменении неправомерных актов управления и т.д. В то же время антимонопольные органы не могут принимать решения о признании гражданско-правового договора или

неправомерного акта управления

недействительными, взыскивать убытки, причиненные нарушением А. З. или недобросовестной конкуренцией.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';