- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
ПРАКТИКУМ 5. ОЦЕНКА СВОЕГО АДАПТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Под адаптацией здесь понимается процесс взаимодействия человека с окружающей средой по поводу освоения возникшей новой ситуации. Понятно, что человек адаптируется к изменениям в окружающем мире практически всю жизнь. Адаптивные способности должны быть у каждого человека от рождения, иначе он не сможет освоить тот совершенно неизвестный и незнакомый мир, в котором родился. Одни люди быстрее осваиваются в новой ситуации, другие — медленнее, что обусловлено уровнем развития их адаптивных способностей. Совокупность способностей человека к адаптации и составляет его адаптивный потенциал.
Знание своих адаптивных возможностей важно для самоменеджмента деловой карьеры. Ведь каждое новое рабочее место — это весьма сложная, нередко малознакомая трудовая ситуация, освоение которой и составляет содержание трудовой адаптации, а значит, требует использования для этого всех своих адаптивных возможностей. Иными словами, знание уровня своего адаптивного потенциала поможет реально оценить возможности и тактику достижения успехов на новой работе. К тому же реальное представление об уровне своего адаптивного потенциала позволит предусмотреть тренировку своих адаптивных механизмов в процессе саморазвития.
Методика самооценки адаптивного потенциала основывается на понимании адаптивного поведения человека, его меха-низмов1. Успех поведения человека в новой ситуации зависит от адекватной оценки им сути ситуации и выбора правильной линии поведения по установлению взаимодействий с субъектами этой ситуации. Поэтому тесты по самооценке адаптивного потенциала (адаптивности) построены на оценке правильного, адекватного понимания сути конкретной ситуации: либо в виде жизнеописания, либо в виде какого-либо ряда символов, расположенных в определенной закономерности.
См.: Лукашевич Н. П. Производственная адаптация молодежи: сущность, функции, управление. — К.: УСХА, 1990; Его же. Социология труда: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2001.
ТЕСТ 37.КАКОВА ВАША АДАПТИВНОСТЬ?
Рассмотрите каждое из приведенных далее утверждений и решите, относятся ли они к вам. В зависимости от вашего решения выберите один из предлагаемых вариантов ответа: "да" или "нет" и подсчитайте количество ответов "да". Определите уровень вашей адаптивности в соответствии с набранной суммой ответов "да".
1. Работая, я устаю.
2. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
3. Я беспокоюсь по всякому поводу.
4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.
5. Я часто волнуюсь.
6. Мне нередко снятся кошмары.
7. Я потею даже в холодную погоду.
8. Я все время ощущаю голод.
9. У меня часто болит желудок.
10. Периодами из-за беспокойства я страдаю бессонницей.
11. Меня легко вывести из себя.
12. Я чувствительнее, чем другие.
13. Я часто о чем-то беспокоюсь.
14. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.
15. Я легко могу заплакать.
16. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.
17. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.
18. Я сильно пасую перед трудностями.
19. Временами я чувствую свою бесполезность.
20. Я застенчивый человек.
21. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.
22. Я всегда напряжен.
23. Временами я чувствую себя разбитым.
24. Я уклоняюсь от трудностей.
Оценка результатов
Если ответов "да":
не более 3 — адаптивность высокая;
Приводится по: Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.
3-10 — адаптивность средняя;
11-20 — адаптивность низкая;
более 20 — адаптивность очень низкая.
ТЕСТ 38.КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШИХ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ?
Тест представляет собой набор из 28 различного рода сочетаний цифр, букв, символов и знаков, расположенных в определенном порядке в соответствии с той или иной закономерностью их следования друг за другом.
Вам предлагается продолжить каждый из 28 рядов знаком или символом в соответствии с отгаданной вами закономерностью, по которой этот ряд составлен.
На работу с тестом дается 10 минут, после чего вы сможете сравнить свои варианты ответов с правильными, которые приведены после тестовых заданий, подсчитать количество данных вами правильных ответов и определить в зависимости от этого уровень ваших адаптивных способностей.
Тестовые задания
Оценка результатов
Каждый ваш правильный ответ оценивается в 4 бала. Просуммируйте набранные вами баллы и определите соответствующий уровень ваших адаптивных способностей:
92-112 баллов — адаптивные способности великолепные;
80-91 балл — адаптивные способности хорошие;
60-79 баллов — адаптивные способности удовлетворительные;
0-59 баллов — адаптивные способности неудовлетворительные.
ТЕСТ 39.АДЕКВАТНО ЛИ ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СИТУАЦИЮ?
Ознакомьтесь с описанием ситуации и выберите один из предлагаемых вариантов ее оценки. Сравните ваши ответы с их оценкой, приведенной в таблице, и просуммируйте набранные вами баллы. Определите уровень адекватности ваших оценок в соответствии с набранной суммой баллов.
1. Как, по-вашему, те, кто тщательно соблюдают правила поведения:
а) приятны в общении;
б) строго воспитаны;
в) неискренни.
2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Считаете ли вы, что:
а) они счастливы;
б) они равнодушны друг к другу;
в) у них нет доверия друг к другу.
3. Если вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты (острить), вы решите, что он:
а) шутник (остряк);
б) в вашей компании чувствует себя неуверенно и шуткой пытается выйти из этого состояния;
в) хочет произвести на вас хорошее впечатление.
4. Вы говорите с кем-то на тему, которая интересует вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что:
а) это выдает его внутреннее волнение;
б) он слишком устал, переутомился;
в) он неискренен.
5. Вы решили получше узнать кого-то из своих знакомых. Считаете, что для этого надо:
а) пригласить его в компанию;
б) понаблюдать за ним в деле;
в) посмотреть, как он ведет себя в ссоре.
6. Вы оказались в ресторане с человеком, который дает, по вашему мнению, слишком большие чаевые. Вы убеждены, что он:
а) хочет произвести на вас впечатление;
б) хочет завоевать расположение обслуживающего персонала;
в) просто добрая душа.
7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начнут разговор первыми. Вы считаете, что они:
а) не хотят разговаривать с вами;
б) слишком робки;
в) слишком мнительны, боятся, что их кто-то может обидеть.
8. Некоторых людей вы оцениваете по лицу. По вашему мнению, низкий лоб означает:
а) глуповатость;
б) упрямство;
в) ничего не говорит о человеке.
9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза? Вы считаете, что он:
а) с комплексом неполноценности;
б) неискренен;
в) слишком рассеян.
10. Вы знаете людей, которые, случись что-то неприятное, заявляют, что предугадывали такое развитие событий, а не действовали, чтобы не попасть в неприятную историю. Вы считаете, что они:
а) личности с волевым характером;
б) просто хвастуны;
в) те, кто не хочет ни с чем связываться.
11. Если человек с высоким материальным достатком покупает всегда самые дешевые вещи, вы считаете, что он:
а) скромен;
б) бережлив;
в) скряга.
12. Вам, наверное, приходилось оценивать людей только по внешнему виду, и вы считаете, что полные люди:
а) симпатичнее других, веселы и добросердечны;
б) совсем не симпатичны, ленивы и апатичны;
в) такие же, как все: есть среди них и хорошие, и плохие. Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных вами баллов (см. таблицу).
Номер вопроса | Баллы за вариант ответа | ||
а | б | в | |
1 | 2 | 4 | 1 |
2 | 2 | 1 | 4 |
3 | 1 | 2 | 4 |
4 | 4 | 2 | 1 |
5 | 1 | 2 | 4 |
6 | 4 | 2 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 |
8 | 1 | 2 | 4 |
9 | 1 | 4 | 2 |
10 | 1 | 4 | 2 |
11 | 2 | 4 | 1 |
12 | 2 | 1 | 4 |
Оценка результатов
Если вы набрали:
20 баллов и менее — вы переоцениваете ситуацию, чрезвычайно доверчивы и готовы поверить любому. Научитесь оценивать все " за" и "против" и давать оценки ситуации в зависимости от их соотношения;
21-30 баллов — ваша оценка ситуации неустойчива. Вы легко меняете свое мнение о человеке, полагаясь на мнение других. Попробуйте больше полагаться на собственный опыт;
31-39 баллов — вы адекватно оцениваете ситуацию и людей и не принимаете на веру чужое мнение, а если поймете, что ошиблись, не боитесь признать это;
40 баллов и более — вы недооцениваете ситуацию, поскольку легко составляете мнение о ней и других людях, считая при этом, что не ошибаетесь. Однако жизнь часто корректирует ваши оценки.
Created/Updated: 25.05.2018