special

Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.

ТЕСТ 34.САМООЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

Внимательно ознакомьтесь с вопросами теста-анкеты. Выберите один из предложенных вариантов ответа: "нет", "частично, периодически", "да". Определите количество баллов за каждый ответ в соответствии с ценой выбранного варианта. Просуммируйте набранное вами количество баллов за все ответы и соотнесите вашу сумму баллов со Шкалой определения уровней развития.

№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

 

 

"Нет" — 1 балл

"Частично, периодически" — 2 балла

"Да" — 3 балла

1

Читали ли вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?

 

 

 

 

2

Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей?

3

Отмечают ли ваши друзья, знакомые

ваши успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?

4

Испытываете ли вы стремление глубже

познать самого себя, свои творческие способности?

5

Имеете ли вы свой идеал и побуждает

ли он вас к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?

6

7

Часто ли вы задумываетесь о причинах

своих промахов, неудач?

Способны ли вы к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например, к самостоятельному изучению иностранного языка?

 

 

 

8

Способны ли вы и далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата?

9

Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь(на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), и анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему?

10

Считают ли ваши друзья вас человеком, способным к преодолению трудностей?

 

 

 

11

Знаете ли вы свои сильные и слабые стороны?

 

 

 

12

Волнует ли вас будущее?

 

 

 

13

Стремитесь ли вы к тому, чтобы вас уважали ваши ближайшие друзья, родители?

 

 

 

14

Способны ли вы управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации?

 

 

 

15

Способны ли вы к риску?

 

 

 

 

16

Стремитесь ли вы воспитывать в себе

силу воли или другие качества?

 

 

 

17

Добиваетесь ли вы того, чтобы к ваше-

му мнению прислушивались?

 

 

 

18

Считаете ли вы себя целеустремленным

человеком?Считают ли (считали ли) вас способным

к самообразованию, саморазвитию человеком:

 

 

 

19

родители

 

 

 

20

учителя

 

 

 

21

друзья

 

 

 

Шкала определения уровней развития способностей к самообразованию и саморазвитию

Уровень развития

Сумма баллов

1-й — очень низкий

21 - 28

2-й — низкий

29 - 32

3-й — ниже среднего

33 - 36

4-й — несколько ниже среднего

37 - 40

5-й — средний

41 - 44

6-й — несколько выше среднего

45 - 48

7-й — выше среднего

49 - 52

8-й — высокий

53 - 56

9-й — очень высокий

57 - 63

Итак, вы получили более точные представления об уровне развития ваших способностей к самообразованию и саморазвитию. Не огорчайтесь, если этот уровень у вас невысок, его можно повысить, если вы готовы поработать над собой. Надеемся, что предлагаемая далее методика работы по самообразованию1 поможет вам осуществить эти желания целенаправленно и эффективно.

Методика включает принципы и правила саморазвития, порядок разработки программы саморазвития.

Принципы и правила саморазвития личности

Психолого-методические возможности саморазвития личности, эффективность этого процесса во многом зависят от того, на какие принципы и правила опирается человек в своей жизнедеятельности.

Каждый человек в процессе труда и непрерывного самосовершенствования вырабатывает принципы и правила саморазвития для себя сам. Такие принципы и правила жизни вырабатывали для себя Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. К. Рерих, К. С. Станиславский и многие другие писатели, художники, общественные деятели.

Эти принципы и правила носят универсальный характер, имеют общечеловеческую ценность. А потому будут полезны всем, в том числе и тем, кто называет себя менеджером.

Отметим, что принцип задает общую стратегию поведения и деятельности на значительную перспективу.

Правило характеризует тактику этого поведения и деятельности.

См.: Андреев В. И. Указ. соч.

Принцип самопознания Для практического применения принципа самопознания могут быть рекомендованы следующие правила.

1. Постоянно осмысливайте не только то, что делаете, но и как делаете. Осмысливая, обращайте внимание на наиболее эффективные приемы и методы своей работы.

2. Ведите дневник, где стремитесь анализировать причины не только своих успехов, но и неудач.

3. Развивайте в себе способность к самоанализу и рефлексии мышления. Помните древнегреческое изречение: "Познай самого себя". Для этого постоянно изучайте свои сильные и слабые стороны. Опирайтесь на сильные стороны и постоянно контролируйте слабые.

Принцип Гармонии, Простоты и Красоты

1. Помните, что Гармония, Простота и Красота достигаются напряженным трудом.

2. "Не множить сущность без необходимости" (философ Уильям Оккам).

3. Помните, что "природа проста и не роскошествует излишествами" (И. Ньютон).

4. Помните, что любовь к Родине начинается с любви к прекрасному. Русские зодчие говорили: "Только бедные духом люди не украшают свое жилище!" Поэтому все, что мы делаем, должно быть Просто, Гармонично и Красиво.

Принцип целеполагания и творческого самоопределения Может быть рекомендован на основе следующих правил:

1. "Иметь цель для всей жизни ... Цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим" (Толстой Л. Н. "Правила жизни").

2. Помните, что "кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра" (Сенека).

3. Поставили перед собой цель — идите к ней, добивайтесь ее во что бы то ни стало.

Принцип планирования Может быть представлен следующими правилами: 1. Планируя, учитывайте время, устанавливайте реальные сроки достижения цели. " Учитывать время — значит дольше жить" (А. Гастев).

2. Планируйте, чего должны достичь, что сделать сегодня, завтра, в течение недели, в перспективе.

3. Периодически хронометрируйте время, ищите резервы времени.

Принцип самоорганизации и его правила

1. Научитесь приступать к делу сразу, без "раскачки".

2. Приступив к делу, сосредоточьтесь на главном.

3. Меняйте вид занятий, придумывайте для себя стимулы.

4. "Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в нем, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою" (Толстой Л. Н. "Правила жизни").

5. Чаще используйте самоприказ: "Все, хватит", "Я должен это сделать", "Вперед и только вперед!".

6. Каждый вечер давайте себе самоотчет в своих делах и поступках.

7. Помните слова поэта: "Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!"

Принципы оптимизма

1. Не отчаиваться и не успокаиваться, даже в случае временных неудач.

2. Внушайте себе: "Я способен на большее! Решал же я более сложные задачи!".

3. В случае неудачи ищите новый метод, новое средство, новый "ключ" к решению задачи. Помните: оптимизм и вера в успех—залог успеха!

4. "Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Чтобы каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь" (Толстой Л. Н. "Правила жизни"). Нельзя не заметить, что отдельно взятый принцип, правило применяются крайне редко и не могут вам гарантировать успех. Необходима система, непрерывное самосовершенствование с учетом реальных способностей и условий жизнедеятельности.

Как разработать программу самообразования и саморазвития

Когда начинаешь вести речь о самообразовании и саморазвитии с руководителем любого уровня и ранга, то чаще всего слышишь такие рассуждения: "Да, саморазвитием и самообразованием заняться бы не помешало. Осознаю, что менеджмент, маркетинг и экономику знаю не так глубоко, как надо, а лишь в самых общих чертах. Да и иностранный (чаще называются английский или немецкий) подучить бы не мешало, но ... где взять время?" И все-таки ... и самообразованию, и саморазвитию не спешите говорить "нет". Не спешите говорить, что у вас и возраст не тот, и дел хватает. Вначале постараемся вместе поразмышлять над следующими вопросами.

1. От чего зависит возможность заняться самообразованием, саморазвитием?

2. Кто может способствовать этому?

3. Как практически разработать программу самообразования и саморазвития?

Отвечая на первый вопрос, хотелось бы подчеркнуть следующее. Конечно, для самообразования и саморазвития нужно время. Хотя бы один-полтора часа в день. В неделю это будет 7-10 часов. А в течение года ... уже 500 часов!

Но не только время нужно для плодотворного самообразования и саморазвития. Исследования психологов и педагогов показывают, что успех этого дела зависит от следующих условий и факторов:

физиологических (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости);

социокультурных (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе);

психологических (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности и т. д.);

педагогических (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога либо возможность консультироваться в специальных школах бизнеса и управления и т. д.).

Для менеджера, решившего заниматься самообразованием и саморазвитием, важно иметь в виду следующее: и в школе, и в вузе процессом обучения руководит опытный педагог. Он выделяет задачи, задания и даже дозы усвоения материала на одно занятие. В условиях же самообразования вы становитесь и учеником, и педагогом в одном лице.

В связи с этим вам необходимо овладеть интенсивными методиками самообучения, научиться думать, решать проблемы в соответствующей предметной области: процесс самообучения организовать так, чтобы он был систематическим и непрерывным; не ждать результатов сразу после одного-двух занятийя; не концентрировать внимание на времени (т. е. не убивать в себе мотивацию учения рассуждениями типа: "Уже второе занятие, а я еще ничему не научился...").

Успеху целенаправленного самообразования, саморазвития менеджера могут способствовать:

друзья, родственники, которые в то же время являются специалистами в той области знания, которой вы хотите заняться (например, изучить иностранный язык);

коллеги по работе, которым вы доверяете и с которыми находитесь в доверительных отношениях;

путешествия, командировки;

индивидуальные занятия с репетиторами;

различного рода самоучители;

занятия на специальных курсах;

серия лекций, занятий;

специальная литература;

газеты, телевидение, популярная литература.

Эффективность самообразования и саморазвития во многом зависит от того, насколько сильна мотивация учения. Важно изучать не предмет (как это делают в школе, в вузе), а проблему.

Например, вы решили изучать английский язык. Можно изучать так, как это практиковалось и в школах, и в вузах. Это, скорее всего, будет долго, мучительно и неэффективно. Дело в том, что вам не нужен английский язык как предмет. Для вас проблема в другом: научиться говорить по-английски. И не вообще говорить, а говорить на профессиональные темы, чтобы самостоятельно выехать в деловую командировку за рубеж. А это вам по силам, если... Для начала нужен мощный образовательно-развивающий импульс.

Поэтому, решив заняться именно в этом году английским, вначале хотя бы месяц позанимайтесь с репетитором, запишитесь на месячные интенсивные курсы английского языка. А дальше будете заниматься самостоятельно, используя самоучители, магнитофонные записи, а если имеются, то и видеозаписи соответствующих курсов.

Однако прежде чем приступить к разработке программы самообразования и саморазвития, очень полезно обстоятельно поразмышлять над следующими вопросами.

1. Что для вас было или является тормозом, барьером для профессионального продвижения, саморазвития в последние два-три года?

2. Какие качества, черты характера провоцируют вас на конфликты, непонимание и другие негативные ситуации?

3. Что мешает творчески на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед вами задачи?

4. Чего конкретно вам не хватает: знаний;

умений и способностей; личностных качеств; связей, друзей; условий жизни; денег.

5. На что вы тратите свой досуг?

6. В каких областях самообразования, саморазвития вы можете добиться существенного продвижения уже в ближайший год?

7. Кто и в чем вам может содействовать в самообразовании и саморазвитии?

Постарайтесь, размышляя не спеша, ответить на эти семь вопросов. Желательно письменно и кратко. Это позволит вам иметь как бы исходную базу данных, которая создаст для вас надежную основу планирования.

При разработке личного плана самообразования и саморазвития следует выделить такие сферы жизнедеятельности менеджера:

1. В сфере управленческой деятельности (имеется в виду управление коллективом) необходимо изучать специальную литературу по менеджменту и маркетингу, экономике, праву.

В связи с этим можно для начала порекомендовать журналы "Персонал", "Эко", "Менеджер", международный журнал "Проблемы теории и практики управления". Здесь систематически публикуются интересные материалы по управлению производственной деятельностью, практикумы для руководителя, обобщается отечественный и зарубежный опыт руководства организациями, фирмами и т. д.

2. В сфере трудовой и производственной деятельности необходимо изучать свои достоинства и недостатки применительно к выполнению конкретной практической работы; смотреть, изучать, как выполняет работу мастер своего дела, тот, у которого и производительность, и качество труда значительно выше.

3. В сфере расширения кругозора, познавательной деятельности следует совершенствовать культуру чтения и скорочтения, углублять свои познания, целенаправленно, с учетом своих творческих интересов и потребностей, читать литературу.

4. В сфере общения необходимо обращать внимание на собеседников, которые интересны не только вам. Чем они интересны? Что отличает их от вас в манерах, поведении и общении? Необходимо не столько копировать, сколько осмыслить, в чем обаяние, привлекательность того или иного собеседника: в умении слушать, в чувстве юмора, в оригинальности мысли? А чего недостает вам? Какие качества вы хотели бы перенять, развить, совершенствовать? Что вам для этого необходимо? 5. Необходимо разнообразить досуг. Найдите время для посещения театра, выставок, встреч с интересными людьми; зарезервируйте время для загородных поездок на природу и т. д.

Далее приведем пример годового плана самообразования и саморазвития. Заметим, что такие планы лучше всего составлять в начале каждого календарного года.

План самообразования и саморазвития В. Иванова

1. В сфере управления. Систематически углублять свои знания в области экономики, менеджмента, маркетинга. В связи с этим следить за периодикой и специальной литературой.

2. В сфере расширения кругозора. Читать вечером и в выходные дни в среднем не менее 50 страниц. Овладеть приемами скорочтения. Кроме того, на досуге почитать философов В. Соловьева, А. Лосева. Перечитать кое-что из Л. Толстого.

3. В сфере производственной деятельности. Изучить опыт создания акционерных обществ: их плюсы и минусы, проблемы и трудности.

4. В сфере общения. Развивать:

а) культуру делового и неформального общения;

б) культуру разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

в) умение вести спор, дискуссию;

г) наладить отношения с Г.

5. В сфере досуга. Записаться в плавательный бассейн. В выходные дни — лыжи, летом — дача, выезд на природу, в лес обязательны. Раз в месяц — театр, выставки. Сократить число командировок до минимума. В общественном транспорте стараться использовать время для психологических наблюдений или изучения иностранных языков.

Таким образом, работа с данным Практикумом поможет вам определить уровень своего саморазвития, способности к нему. Ориентируясь на принципы и правила саморазвития, составить свою программу саморазвития. Осуществление этой программы поможет вам приблизить уровень ваших деловых качеств к тем требованиям, которые необходимы для успешной карьеры и зафиксированы в вашей модели делового человека. В заключение приводим тесты-тренинги по развитию некоторых деловых качеств, необходимых для деловой карьеры.

Тесты-тренинги по саморазвитию деловых качеств коммуникативности



 

Created/Updated: 25.05.2018