- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
ТЕСТ 34.САМООЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ
Внимательно ознакомьтесь с вопросами теста-анкеты. Выберите один из предложенных вариантов ответа: "нет", "частично, периодически", "да". Определите количество баллов за каждый ответ в соответствии с ценой выбранного варианта. Просуммируйте набранное вами количество баллов за все ответы и соотнесите вашу сумму баллов со Шкалой определения уровней развития.
№ п/п | Вопрос | Вариант ответа | ||
|
| "Нет" — 1 балл | "Частично, периодически" — 2 балла | "Да" — 3 балла |
1 | Читали ли вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности? |
|
|
|
2 | Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей? |
|
|
|
3
| Отмечают ли ваши друзья, знакомые ваши успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии? |
|
|
|
4
| Испытываете ли вы стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности? |
|
|
|
5
| Имеете ли вы свой идеал и побуждает ли он вас к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию? |
|
|
|
6 7
| Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов, неудач? Способны ли вы к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например, к самостоятельному изучению иностранного языка? |
|
|
|
8
| Способны ли вы и далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата? |
|
|
|
9
| Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь(на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), и анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему? |
|
|
|
10 | Считают ли ваши друзья вас человеком, способным к преодолению трудностей? |
|
|
|
11 | Знаете ли вы свои сильные и слабые стороны? |
|
|
|
12 | Волнует ли вас будущее? |
|
|
|
13 | Стремитесь ли вы к тому, чтобы вас уважали ваши ближайшие друзья, родители? |
|
|
|
14 | Способны ли вы управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации? |
|
|
|
15 | Способны ли вы к риску? |
|
|
|
16 | Стремитесь ли вы воспитывать в себе силу воли или другие качества? |
|
|
|
17 | Добиваетесь ли вы того, чтобы к ваше- му мнению прислушивались? |
|
|
|
18
| Считаете ли вы себя целеустремленным человеком?Считают ли (считали ли) вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком: |
|
|
|
19 | родители |
|
|
|
20 | учителя |
|
|
|
21 | друзья |
|
|
|
Шкала определения уровней развития способностей к самообразованию и саморазвитию
Уровень развития | Сумма баллов |
1-й — очень низкий | 21 - 28 |
2-й — низкий | 29 - 32 |
3-й — ниже среднего | 33 - 36 |
4-й — несколько ниже среднего | 37 - 40 |
5-й — средний | 41 - 44 |
6-й — несколько выше среднего | 45 - 48 |
7-й — выше среднего | 49 - 52 |
8-й — высокий | 53 - 56 |
9-й — очень высокий | 57 - 63 |
Итак, вы получили более точные представления об уровне развития ваших способностей к самообразованию и саморазвитию. Не огорчайтесь, если этот уровень у вас невысок, его можно повысить, если вы готовы поработать над собой. Надеемся, что предлагаемая далее методика работы по самообразованию1 поможет вам осуществить эти желания целенаправленно и эффективно.
Методика включает принципы и правила саморазвития, порядок разработки программы саморазвития.
Принципы и правила саморазвития личности
Психолого-методические возможности саморазвития личности, эффективность этого процесса во многом зависят от того, на какие принципы и правила опирается человек в своей жизнедеятельности.
Каждый человек в процессе труда и непрерывного самосовершенствования вырабатывает принципы и правила саморазвития для себя сам. Такие принципы и правила жизни вырабатывали для себя Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. К. Рерих, К. С. Станиславский и многие другие писатели, художники, общественные деятели.
Эти принципы и правила носят универсальный характер, имеют общечеловеческую ценность. А потому будут полезны всем, в том числе и тем, кто называет себя менеджером.
Отметим, что принцип задает общую стратегию поведения и деятельности на значительную перспективу.
Правило характеризует тактику этого поведения и деятельности.
См.: Андреев В. И. Указ. соч.
Принцип самопознания Для практического применения принципа самопознания могут быть рекомендованы следующие правила.
1. Постоянно осмысливайте не только то, что делаете, но и как делаете. Осмысливая, обращайте внимание на наиболее эффективные приемы и методы своей работы.
2. Ведите дневник, где стремитесь анализировать причины не только своих успехов, но и неудач.
3. Развивайте в себе способность к самоанализу и рефлексии мышления. Помните древнегреческое изречение: "Познай самого себя". Для этого постоянно изучайте свои сильные и слабые стороны. Опирайтесь на сильные стороны и постоянно контролируйте слабые.
Принцип Гармонии, Простоты и Красоты
1. Помните, что Гармония, Простота и Красота достигаются напряженным трудом.
2. "Не множить сущность без необходимости" (философ Уильям Оккам).
3. Помните, что "природа проста и не роскошествует излишествами" (И. Ньютон).
4. Помните, что любовь к Родине начинается с любви к прекрасному. Русские зодчие говорили: "Только бедные духом люди не украшают свое жилище!" Поэтому все, что мы делаем, должно быть Просто, Гармонично и Красиво.
Принцип целеполагания и творческого самоопределения Может быть рекомендован на основе следующих правил:
1. "Иметь цель для всей жизни ... Цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим" (Толстой Л. Н. "Правила жизни").
2. Помните, что "кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра" (Сенека).
3. Поставили перед собой цель — идите к ней, добивайтесь ее во что бы то ни стало.
Принцип планирования Может быть представлен следующими правилами: 1. Планируя, учитывайте время, устанавливайте реальные сроки достижения цели. " Учитывать время — значит дольше жить" (А. Гастев).
2. Планируйте, чего должны достичь, что сделать сегодня, завтра, в течение недели, в перспективе.
3. Периодически хронометрируйте время, ищите резервы времени.
Принцип самоорганизации и его правила
1. Научитесь приступать к делу сразу, без "раскачки".
2. Приступив к делу, сосредоточьтесь на главном.
3. Меняйте вид занятий, придумывайте для себя стимулы.
4. "Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в нем, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою" (Толстой Л. Н. "Правила жизни").
5. Чаще используйте самоприказ: "Все, хватит", "Я должен это сделать", "Вперед и только вперед!".
6. Каждый вечер давайте себе самоотчет в своих делах и поступках.
7. Помните слова поэта: "Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!"
Принципы оптимизма
1. Не отчаиваться и не успокаиваться, даже в случае временных неудач.
2. Внушайте себе: "Я способен на большее! Решал же я более сложные задачи!".
3. В случае неудачи ищите новый метод, новое средство, новый "ключ" к решению задачи. Помните: оптимизм и вера в успех—залог успеха!
4. "Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Чтобы каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь" (Толстой Л. Н. "Правила жизни"). Нельзя не заметить, что отдельно взятый принцип, правило применяются крайне редко и не могут вам гарантировать успех. Необходима система, непрерывное самосовершенствование с учетом реальных способностей и условий жизнедеятельности.
Как разработать программу самообразования и саморазвития
Когда начинаешь вести речь о самообразовании и саморазвитии с руководителем любого уровня и ранга, то чаще всего слышишь такие рассуждения: "Да, саморазвитием и самообразованием заняться бы не помешало. Осознаю, что менеджмент, маркетинг и экономику знаю не так глубоко, как надо, а лишь в самых общих чертах. Да и иностранный (чаще называются английский или немецкий) подучить бы не мешало, но ... где взять время?" И все-таки ... и самообразованию, и саморазвитию не спешите говорить "нет". Не спешите говорить, что у вас и возраст не тот, и дел хватает. Вначале постараемся вместе поразмышлять над следующими вопросами.
1. От чего зависит возможность заняться самообразованием, саморазвитием?
2. Кто может способствовать этому?
3. Как практически разработать программу самообразования и саморазвития?
Отвечая на первый вопрос, хотелось бы подчеркнуть следующее. Конечно, для самообразования и саморазвития нужно время. Хотя бы один-полтора часа в день. В неделю это будет 7-10 часов. А в течение года ... уже 500 часов!
Но не только время нужно для плодотворного самообразования и саморазвития. Исследования психологов и педагогов показывают, что успех этого дела зависит от следующих условий и факторов:
физиологических (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости);
социокультурных (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе);
психологических (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности и т. д.);
педагогических (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога либо возможность консультироваться в специальных школах бизнеса и управления и т. д.).
Для менеджера, решившего заниматься самообразованием и саморазвитием, важно иметь в виду следующее: и в школе, и в вузе процессом обучения руководит опытный педагог. Он выделяет задачи, задания и даже дозы усвоения материала на одно занятие. В условиях же самообразования вы становитесь и учеником, и педагогом в одном лице.
В связи с этим вам необходимо овладеть интенсивными методиками самообучения, научиться думать, решать проблемы в соответствующей предметной области: процесс самообучения организовать так, чтобы он был систематическим и непрерывным; не ждать результатов сразу после одного-двух занятийя; не концентрировать внимание на времени (т. е. не убивать в себе мотивацию учения рассуждениями типа: "Уже второе занятие, а я еще ничему не научился...").
Успеху целенаправленного самообразования, саморазвития менеджера могут способствовать:
друзья, родственники, которые в то же время являются специалистами в той области знания, которой вы хотите заняться (например, изучить иностранный язык);
коллеги по работе, которым вы доверяете и с которыми находитесь в доверительных отношениях;
путешествия, командировки;
индивидуальные занятия с репетиторами;
различного рода самоучители;
занятия на специальных курсах;
серия лекций, занятий;
специальная литература;
газеты, телевидение, популярная литература.
Эффективность самообразования и саморазвития во многом зависит от того, насколько сильна мотивация учения. Важно изучать не предмет (как это делают в школе, в вузе), а проблему.
Например, вы решили изучать английский язык. Можно изучать так, как это практиковалось и в школах, и в вузах. Это, скорее всего, будет долго, мучительно и неэффективно. Дело в том, что вам не нужен английский язык как предмет. Для вас проблема в другом: научиться говорить по-английски. И не вообще говорить, а говорить на профессиональные темы, чтобы самостоятельно выехать в деловую командировку за рубеж. А это вам по силам, если... Для начала нужен мощный образовательно-развивающий импульс.
Поэтому, решив заняться именно в этом году английским, вначале хотя бы месяц позанимайтесь с репетитором, запишитесь на месячные интенсивные курсы английского языка. А дальше будете заниматься самостоятельно, используя самоучители, магнитофонные записи, а если имеются, то и видеозаписи соответствующих курсов.
Однако прежде чем приступить к разработке программы самообразования и саморазвития, очень полезно обстоятельно поразмышлять над следующими вопросами.
1. Что для вас было или является тормозом, барьером для профессионального продвижения, саморазвития в последние два-три года?
2. Какие качества, черты характера провоцируют вас на конфликты, непонимание и другие негативные ситуации?
3. Что мешает творчески на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед вами задачи?
4. Чего конкретно вам не хватает: знаний;
умений и способностей; личностных качеств; связей, друзей; условий жизни; денег.
5. На что вы тратите свой досуг?
6. В каких областях самообразования, саморазвития вы можете добиться существенного продвижения уже в ближайший год?
7. Кто и в чем вам может содействовать в самообразовании и саморазвитии?
Постарайтесь, размышляя не спеша, ответить на эти семь вопросов. Желательно письменно и кратко. Это позволит вам иметь как бы исходную базу данных, которая создаст для вас надежную основу планирования.
При разработке личного плана самообразования и саморазвития следует выделить такие сферы жизнедеятельности менеджера:
1. В сфере управленческой деятельности (имеется в виду управление коллективом) необходимо изучать специальную литературу по менеджменту и маркетингу, экономике, праву.
В связи с этим можно для начала порекомендовать журналы "Персонал", "Эко", "Менеджер", международный журнал "Проблемы теории и практики управления". Здесь систематически публикуются интересные материалы по управлению производственной деятельностью, практикумы для руководителя, обобщается отечественный и зарубежный опыт руководства организациями, фирмами и т. д.
2. В сфере трудовой и производственной деятельности необходимо изучать свои достоинства и недостатки применительно к выполнению конкретной практической работы; смотреть, изучать, как выполняет работу мастер своего дела, тот, у которого и производительность, и качество труда значительно выше.
3. В сфере расширения кругозора, познавательной деятельности следует совершенствовать культуру чтения и скорочтения, углублять свои познания, целенаправленно, с учетом своих творческих интересов и потребностей, читать литературу.
4. В сфере общения необходимо обращать внимание на собеседников, которые интересны не только вам. Чем они интересны? Что отличает их от вас в манерах, поведении и общении? Необходимо не столько копировать, сколько осмыслить, в чем обаяние, привлекательность того или иного собеседника: в умении слушать, в чувстве юмора, в оригинальности мысли? А чего недостает вам? Какие качества вы хотели бы перенять, развить, совершенствовать? Что вам для этого необходимо? 5. Необходимо разнообразить досуг. Найдите время для посещения театра, выставок, встреч с интересными людьми; зарезервируйте время для загородных поездок на природу и т. д.
Далее приведем пример годового плана самообразования и саморазвития. Заметим, что такие планы лучше всего составлять в начале каждого календарного года.
План самообразования и саморазвития В. Иванова
1. В сфере управления. Систематически углублять свои знания в области экономики, менеджмента, маркетинга. В связи с этим следить за периодикой и специальной литературой.
2. В сфере расширения кругозора. Читать вечером и в выходные дни в среднем не менее 50 страниц. Овладеть приемами скорочтения. Кроме того, на досуге почитать философов В. Соловьева, А. Лосева. Перечитать кое-что из Л. Толстого.
3. В сфере производственной деятельности. Изучить опыт создания акционерных обществ: их плюсы и минусы, проблемы и трудности.
4. В сфере общения. Развивать:
а) культуру делового и неформального общения;
б) культуру разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
в) умение вести спор, дискуссию;
г) наладить отношения с Г.
5. В сфере досуга. Записаться в плавательный бассейн. В выходные дни — лыжи, летом — дача, выезд на природу, в лес обязательны. Раз в месяц — театр, выставки. Сократить число командировок до минимума. В общественном транспорте стараться использовать время для психологических наблюдений или изучения иностранных языков.
Таким образом, работа с данным Практикумом поможет вам определить уровень своего саморазвития, способности к нему. Ориентируясь на принципы и правила саморазвития, составить свою программу саморазвития. Осуществление этой программы поможет вам приблизить уровень ваших деловых качеств к тем требованиям, которые необходимы для успешной карьеры и зафиксированы в вашей модели делового человека. В заключение приводим тесты-тренинги по развитию некоторых деловых качеств, необходимых для деловой карьеры.
Тесты-тренинги по саморазвитию деловых качеств коммуникативности
Created/Updated: 25.05.2018