- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
ПРАКТИКУМ 4. САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА
Саморазвитие выступает как логический элемент процесса самоменеджмента деловой карьеры. Самооценка собственных качеств и сравнение их с моделью делового человека позволили вам оценить не только сильные стороны, на которые вы будете опираться в своей карьере, но и слабые, над развитием которых для достижения успеха предстоит еще поработать.
Практикум-4 призван помочь вам в определении ориентиров саморазвития, т. е. выборе целей своего развития и соответственно направлений работы по самосовершенствованию — развитию своих личностных качеств в зависимости от возраста, определению своих способностей к саморазвитию, овладению методиками саморазвития некоторых своих свойств и способностей. Поэтому в структуру Практикума включены как практические и методические советы по саморазвитию, так и тесты-тренинги по выработке и развитию конкретных деловых качеств1.
В Практикуме-4 не ставится цель представить исчерпывающий набор методик саморазвития (да это и невозможно в рамках одного издания), а его задача состоит в том, чтобы помочь вам самому определить поле своего развития, подобрать средства-методики работы на этом поле, убедиться, что это вам по силам, побудить вас сделать первые шаги в этом направлении.
Логика задач Практикума определяет последовательность в раскрытии его содержания:
сначала несколько сентенций о смысле человеческой жизни и целях саморазвития;
затем информация о развитии типов личности соответственно возрасту и советы относительно развития вашего типа личности;
далее определение своих способностей к саморазвитию по тестовой методике;
При этом использованы: методика ТАРТ (см.: Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Указ. соч.), методика саморазвития В. Андреева (см.: Андреев В. И. Указ. соч.); методика самоменеджмента деловой культуры (см.: Хроленко А. Т. Указ. соч.); тесты из сб.: Хочешь узнать себя? Нет проблем! (Челябинск: Аток-со-СТ "Пресса", 1992); материалы Н. А. Литвинцевой (Указ. соч.) и из сб.: Практическая психология для менеджеров. — М.: Филинъ, 1996; материалы: Мистецтво життєтворчості особистості: Наук.-метод. посібник: У 2 ч.— К.: ВІПОЛ, 1997. — Ч. 1. Теорія і технологія життєтворчості.
после этого методические и практические советы по саморазвитию с учетом ваших способностей;
в завершение тесты-тренинги по саморазвитию некоторых деловых свойств и способностей.
Смысл жизни и карьера
Интерес к смыслу жизни, его поиск и реализация, как утверждает Виктор Франкл1, есть врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Смысл жизни доступен каждому человеку, который не изобретает его, а находит в мире, отвечая на поставленные жизнью вопросы своими действиями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации. Это стремление заложено в человеке от природы. Подобно всему живому, которое видоизменяется, проходя разные стадии в своем развитии, человек также стремится как бы перерасти, выйти за рамки самого себя, стать значительнее, лучше.
Растущая личность — это изменяющаяся личность, способная расширить собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, поиски смысла и предназначения своего существования в этом мире.
Отметим, что поиск смысла жизни, стремление к самореализации одухотворяет понимание личности как живой, многоуровневой, открытой социальной системы, идея которой является составной частью адаптивно-развивающей концепции карьеры. К тому же стремление к успеху выступает в качестве смыслообразующей ценности, поскольку содержит в себе, по В. Франклу, основные группы позитивных смыслов-ценностей: ценности творчества, переживания и отношения.
Действительно, ценности творчества реализуются прежде всего через трудовую деятельность человека. Привнося в эту деятельность определенный личностный смысл, выбирая работу в соответствии со своим призванием (соответственно своему типу личности), человек в стремлении к успеху выражает в ней свои ценности, способности и индивидуальные особенности.
Ценности, реализуемые в переживаниях, проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. Продвижение по пути успеха расширяет, на наш взгляд, возможности для реализации и этой группы ценностей.
См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
В полной мере это касается и группы ценностей, связанных с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. Ведь открытость человека как системы предполагает постоянное взаимодействие его с окружающей средой. А адаптивно-развивающий механизм такого взаимодействия является средством реализации данной группы ценностей.
Таким образом, выбор своего жизненного пути, соответствующего призванию (выбор карьеры), носит смыслообразующий характер, а реализация индивидуальной деловой карьеры выступает важнейшим элементом самореализации и саморазвития человека.
Развитие типа личности
Развитие вашего типа личности, согласно методике ТАРТ1, происходит фактически всю жизнь и связано прежде всего с изменением иерархии функций типа личности. В понятии "функция" заложено понимание самых сильных и самых слабых сторон характера личности. Несмотря на то что тип личности определяется всеми четырьмя предпочтениями, внутри одного типа личности некоторые из них выражены сильнее, а некоторые — слабее. Если вы хотите проявить себя на работе с лучшей стороны, имеет смысл поточнее определить, какими предпочтениями вам пользоваться легче.
Вы должны помнить и то, что сенсорика и интуиция — способы восприятия информации, а рациональность и иррациональность — способы принятия решений. Эти четыре предпочтения соответствуют двум средним буквам кода вашего типа личности. Их называют функциями. Функции составляют ядро типа личности. Далее объясняется, почему это так.
Здесь продолжаем использовать Указ. соч.).методику ТАРТ (см.: Тигер П., Бэррон-Тигер Б.
Каждый тип личности характеризуется иерархией функций. Согласно этой иерархии все ваши функции можно разместить на шкале — от самых сильных до самых слабых. Несмотря на то что вы становитесь старше, изменяетесь, со временем развиваете свои способности, иерархия функций остается неизменной на протяжении всей вашей жизни.
Иерархия функций не касается всех ваших предпочтений (всех букв вашего кода личности). Она касается только функций, то есть двух средних букв вашего кода. Поскольку человек в какой-то мере пользуется всеми четырьмя функциями, иерархия функций обозначает как те функции, которыми он пользуется чаще и легче всего (это предпочтения, выраженные буквами вашего кода личности), так и те, которыми он пользуется гораздо реже (это буквы, которые не попали в код типа личности).
Для каждого типа личности существует одна функция, которая для данного типа имеет основное значение — так сказать, "капитан корабля". Ее называют доминантной функцией, то есть основной. Любая из четырех функций (сенсорика, интуиция, рациональность, иррациональность) может быть основной, но для каждого типа личности существует только одна основная функция, и она всегда остается таковой.
Следующая функция в иерархии — "помощник капитана" — называется вспомогательной функцией. В каждом типе личности существует только одна вспомогательная функция, и ее положение никогда не меняется.
Основную и вспомогательную функции характеризует то, как вы воспринимаете информацию (сенсорика или интуиция) и как подходите к принятию решений (рациональность или иррациональность). Несмотря на то, что каждый из нас не ограничивается каким-то одним способом (то есть и воспринимает информацию, и принимает решения), основная и вспомогательная функции никогда не обозначают один и тот же процесс. Если ваша основная функция — это функция восприятия информации, то вашей вспомогательной функцией будет функция принятия решений, и наоборот.
Третья функция в иерархии всегда противоположна вспомогательной, а четвертая — противоположна основной. В каком-то смысле это ваша основная функция со знаком "минус". Поскольку основная функция обозначает самое сильное предпочтение вашего типа личности, то четвертая функция обозначает ее противоположность, то есть ваше самое слабое место. Четвертую функцию иногда называют низшей — и совершенно справедливо.
Итак:
1 — основная функция;
2 — вспомогательная функция;
3 — третья функция (противоположна 2);
4 — четвертая функция (противоположна 1).
Когда командные функции выполняют основная и вспомогательная — у вас все получается хорошо. Когда же эти позиции занимают третья и особенно четвертая функции — это все равно, что дети, которые перелезли на передние сиденья и пытаются управлять машиной (что неизбежно заканчивается катастрофой).
Как понять, какие функции командные, какие вспомогательные, какие третьи и четвертые? Вам в этом поможет таблица иерархий функций каждого типа личности. Изучите ее внимательно и найдите в ней код своего типа личности.
Иерархия функций
Ваша основная функция
Ваша основная функция отвечает за все — это "большой босс". Она ведет и направляет ваш характер так, что остальные ваши функции не мешают друг другу. Хотя каждый человек в той или иной мере пользуется всеми четырьмя функциями, основной ему пользоваться легче, и он "включает" ее чаще. Люди, которым свойственна одна и та же основная функция, имеют много общего, но между ними существует и много различий, поскольку их вспомогательные функции и другие предпочтения (не забудьте об "отношениях") могут варьироваться.
Если основная функция вашего типа личности — сенсорика, значит, вы относитесь к так называемым доминантным сенсорикам. Вы не просто сенсорик, вы — суперсенсорик! Доминантные сенсорики обычно уделяют чрезвычайно большое внимание фактам и мелким подробностям. Превыше всего они доверяют тем данным, которые получают с помощью пяти органов чувств, их взгляд на мир прямо зависит от того, что они видят, слышат, осязают, обоняют и пробуют на вкус.
Если основной функцией вашего типа личности является интуиция, то вы — доминантный интуитив. Вы не просто интуитив, а суперинту-итив! Доминантные интуитивы больше интересуются смыслом, вероятностями, закономерностями и взаимоотношениями воспринимаемых предметов или явлений, чем конкретикой или фактическими данными. Интуиция главенствует почти над всеми — а часто абсолютно над всеми — их ощущениями. В объектах они прежде всего видят скрытый смысл и возможные альтернативы.
Если основной функцией вашего типа личности является рациональность, то вас можно назвать доминантным рационалом. Вы не просто рационал, вы суперрационал! Доминантные рационалы принимают решения, основанные на логике и объективном анализе. Их сильнейшая и самая естественная склонность — делать заключения исходя из объективных наблюдений, по-другому поступать они просто не могут.
Если основная функция вашего типа личности — иррациональность, тогда вы относитесь к доминантным иррационалам. Вы не просто иррационал, а супериррационал! Доминантный иррационал ощущает себя особенно комфортно, когда принимает решения, основанные на своих личных, субъективных ценностях. У таких людей сильная потребность сопереживать, они идут по жизни, постоянно взвешивая, что важнее всего для них самих и для окружающих.
Ваша вспомогательная функция
Вспомогательная функция уравновешивает основную. Это "помощник капитана", противовес, лучший актер на вторые роли, не звезда, но без него нельзя обойтись. Как мы уже отмечали, вспомогательная функция обозначает совершенно иной процесс, нежели основная.
Если вашей основной функцией является сенсорика или интуиция (способ восприятия информации), то вспомогательной функцией должна быть рациональность или иррациональность (способ принятия решений). Доминантные сенсорики и доминантные интуитивы предпочитают уделять больше времени сбору информации, чем принятию решений. Если вы доминантный сенсорик, то есть риск, что вы будете только собирать сведения, так и не решаясь прийти к какому-нибудь заключению. Если вы доминантный интуитив, то можете так увлечься рассмотрением разнообразных возможностей, что так и не решитесь на какие-либо действия. Вот где важна роль вспомогательной функции. В качестве "помощника капитана" она побуждает вас принять решение, основанное на собранной информации.
Большинство людей обладают относительно сильной вспомогательной функцией, но иногда встречаются доминантные сенсорики или доминантные интуитивы, которые не в состоянии перейти от сбора информации к принятию решений. Такие люди вечно оттягивают принятие решений, хронически медлительны или болезненно нерешительны. Вот почему сильная вспомогательная функция имеет такое важное значение.
Если ваша основная функция — рациональность или иррациональность (то есть функции принятия решений), то вспомогательной функцией будет сенсорика или интуиция (функции восприятия информации). Доминантные рационалы и доминантные иррационалы по природе уделяют больше внимания принятию решений. Если вы доминантный ра-ционал, то склонны все подвергать анализу и критике. Если вы доминантный иррационал, то предпочитаете определять свое мнение или отношение к любому вопросу. И опять вспомогательная функция помогает уравновесить основную, в данном случае подталкивая вас собрать побольше фактов, прежде чем вынести свое решение.
Иногда встречаются доминантные рационалы или доминантные иррационалы, у которых вспомогательная функция слабо развита. Таким людям не терпится скорее принять решение, они не в состоянии задуматься над тем, располагают ли всей необходимой информацией. Они склонны к упрямству, ограниченности, консерватизму независимо от того, основаны их суждения на общих принципах или на субъективных ценностях.
Из шестнадцати типов личности четыре являются доминантными сенсориками, четыре — доминантными интуитивами, четыре — доминантными рационалами и четыре — доминантными иррациона-лами. Рассмотрим каждую группу в отдельности.
Тип личности: доминантные сенсорики
ИСРТ, ИСЦТ, ЭСРД, ЭСЦД
Доминантные сенсорики — суперсенсорики — прежде всего смотрят на факты и конкретику, которым доверяют больше всего. Однако доминантный сенсорик предстает в четырех вариантах, и каждый из них по-своему распоряжается полученными данными.
ИСРТ и ИСЦТ. Оба типа личности относятся к доминантным сен-сорикам (предпочитают факты), оба интроверты (предпочитают внутренний мир). Оба типа личности отличаются склонностью к традициям, практичны, организованны. Однако вспомогательная функция ИСРТ — рациональность. Это значит, что ИСРТ концентрируют свое внимание на объективных данных, собирают их и подвергают анализу. ИСРТ отличаются здравым смыслом, деловитостью, не склонны к фантазиям. Вспомогательная функция ИСЦТ — иррациональность. Это значит, что ИСЦТ интересуются фактами, непосредственно касающимися людей, и в основе их решений лежат личные, объективные ценности, а также учтены чувства других. ИСЦТ лояльны, терпимы, настроены на то, чтобы приносить пользу окружающим.
ЭСРД и ЭСЦД. Оба типа личности являются доминантными сен-сориками (предпочитают факты), оба экстраверты (концентрируют свое внимание на конкретике данной ситуации). Оба типа личности характеризуются хорошей приспосабливаемостью к переменам, напористы и общительны. Так как вспомогательная функция ЭСРД — рациональность, то люди этого типа интересуются объективной информацией и подходят к принятию решений с логических позиций. ЭСРД имеют тенденцию к прагматизму, обладают даром убеждения, имеют разносторонние интересы. Вспомогательная функция ЭСЦД — иррациональность. Это означает, что люди такого типа принимают решения, больше учитывая интересы других. ЭСЦД общительны, они обладают легким характером и склонны к коллективным действиям.
Тип личности: доминантные интуитивы
ИНРТ, ИНЦТ, ЭНРД, ЭНЦД
Доминантные интуитивы — суперинтуитивы — повсюду видят скрытый смысл. Подобно доминантным сенсорикам доминантные интуитивы встречаются в четырех вариантах и распоряжаются своими предпочтениями по-разному.
ИНРТ и ИНЦТ. Оба типа личности являются доминантными инту-итивами (видят подоплеку), оба интроверты (концентрируют внимание на внутреннем мире). Люди, относящиеся к этим типам личности, незаурядны, им свойственно яркое воображение, сильное творческое начало. Однако вспомогательной функцией ИНРТ является рациональность. Это означает, что ИНРТ способны выявить закономерность, смысл и объективно анализировать данные. ИНРТ ориентированы на логику, теоретический и системный подход к решению проблем. Вспомогательная функция ИНЦТ — иррациональность. Это означает, что ИНЦТ видят связи и ассоциации и анализируют информацию с гуманистических позиций. ИНЦТ склонны проявлять чуткость, умеют сопереживать, сострадать и подходят к рассмотрению проблем в целостном (глобальном) аспекте.
ЭНРД и ЭНЦД являются доминантными интуитивами (улавливают скрытый смысл) и экстравертами (обладают врожденной способностью видеть всевозможные варианты). Оба типа личности представляют людей творческих, восприимчивых, наделенных богатым воображением. Вспомогательная функция ЭНРД — рациональность. Это означает, что людям данного типа присущ логический склад ума. ЭНРД могут быть хорошими стратегами, они любят браться за решение трудных задач, заниматься теорией. Вспомогательная функция ЭНЦД — иррациональность. Это значит, что они внимательны к людям, ориентированы на людей. ЭНЦД — любознательные, доброжелательные и увлекающиеся натуры.
Тип личности: доминантные рационалы
ИНРД, ИСРД, ЭНРТ, ЭСРТ
Доминантные рационалы — суперрационалы — обладают неудержимым стремлением принимать решения, основываясь на логике. Однако все четыре варианта доминантных рационалов подходят к анализу проблем каждый по-своему.
ИНРД и ИСРД являются доминантными рационалами (мыслят логически), а также интровертами (пользуются субъективными критериями в познании мира). Люди, принадлежащие к этим двум типам личности, отличаются независимостью и способностью к анализу. Однако вспомогательная функция ИНРД — интуиция. Это означает, что люди данного типа предпочитают иметь дело с абстрактными понятиями и концепциями. Люди типа ИНРД оригинально мыслят, склонны к умозрительным и теоретическим рассуждениям. Вспомогательная функция ИСРД — сенсорика. Это значит, что люди такого типа проблемно ориентированы. Они склонны к практицизму, авантюризму и свободному образу жизни.
ЭНРТ и ЭСРТ являются доминантными сенсориками (мыслят логически), оба экстраверты (стремятся оказывать влияние на людей и события). Люди того и другого типа решительны и организованны. Но поскольку вспомогательной функцией ЭНРТ является интуиция, то люди, принадлежащие к этому типу личности, способны видеть проблему в целом и перспективы на будущее. ЭНРТ склонны к теориям, критическому отношению к действительности, придерживаются четкого выполнения временного графика. Вспомогательная функция ЭСРТ — сенсорика. Это означает, что люди такого типа больше ориентированы на конкретику и сиюминутные проблемы. Люди, принадлежащие к типу ЭСРТ, склонны действовать эффективно, практично и осознанно.
Тип личности: доминантные иррационалы
ИСЦД, ИНЦД, ЭСЦТ, ЭНЦТ
Доминантные иррационалы — супериррационалы — движимы сильным желанием принимать решения, руководствуясь личными, субъективными ценностями. Еще раз хотим подчеркнуть, что эта черта по-разному проявляется во всех четырех типах доминантных ир-рационалов.
ИСЦД и ИНЦД являются доминантными иррационалами (им небезразлично, как их решения отразятся на других людях), оба интроверты (ориентированы на собственную систему ценностей). Люди того и другого типа отличаются мягким характером, умением приспособиться к обстоятельствам, надежны. Однако вспомогательной функцией ИСЦД является сенсорика, а это значит, что они ориентированы на конкретные факты. ИСЦД, как правило, скромны, наблюдательны, доверчивы. Вспомогательная функция ИНЦД — интуиция. Это значит, что люди такого типа ориентированы на новые возможности для себя и для других. ИНЦД умеют сострадать, сопереживать, преданы идее.
ЭСЦТ и ЭНЦТ являются доминантными иррационалами (принимают решения, руководствуясь своими личными ценностями), оба экстраверты (ориентированы на окружающих). Люди того и другого типа лояльны, общительны, любят находиться в центре внимания. Однако вспомогательная функция ЭСЦТ — сенсорика. Это значит, что в людях их интересуют внешние детали, конкретные факты. ЭСЦТ могут быть дотошны, последовательны, они склонны поддерживать традиции. Вспомогательная функция ЭНЦТ — интуиция. Это значит, что их внимание сосредоточено на потенциале других людей. ЭНЦТ склонны к идеализму, восторженности, обладают даром убеждения.
Как на работе использовать свои сильные стороны и свести к минимуму недостатки
Ваши самые сильные стороны отражены в вашей основной и вспомогательной функциях. Но когда вы пользуетесь четвертой и до некоторой степени третьей функцией, то сразу же обнаруживаете свои слабые места. Вы должны быть начеку, это жизненно необходимо. Если вы действуете в соответствии с вашими естественными (врожденными) сильными сторонами, то испытываете подъем, но если действуете со своих слабых позиций, вы сразу же становитесь слишком уязвимыми и испытываете большое напряжение.
Определив свои сильные стороны, вы получите очевидные преимущества. Если вы будете знать о своих талантах, то сможете искать способ их наиболее эффективного применения. Вы приобретете уверенность в будущем успехе, и вам будет легче выбрать себе такую работу, которая была бы интересна и приносила радость.
Очевидна практическая польза и от признания своих слабых сторон — они есть у всех. Знание своих врожденных недостатков поможет вам избегать невыгодных ситуаций или такой работы, которая сделает вас заложником своих самых слабых функций. Когда вы знаете," где на поле лежат мины, то постараетесь не наступать на них". Если все-таки не удалось избежать затруднительной для вас ситуации, вы сможете, по крайней мере, выработать соответствующий план действий, пока еще не потеряли самообладания.
Когда нам приходится слишком часто прибегать к нашей четвертой функции или пользоваться ею долгое время, мы начинаем испытывать стресс. Доминантные иррационалы выглядят очень бледно, когда от них требуют проявить объективность или действовать с позиций логики (то есть пользоваться функцией "рациональность"). Доминантные рационалы труднее всего понимают чувства других людей (то есть пользуются функцией "иррациональность"). Доминантные интуитивы доходят до умопомрачения, когда им приходится иметь дело с фактами и мелкими деталями (пользоваться функцией
"сенсорика"), а доминантные сенсорики теряются, когда вынуждены отыскивать скрытый смысл вещей (пользоваться функцией "интуиция").
Итак, вы уже представляете себе иерархию функций вашего типа личности, а значит, подготовлены к пониманию того, как функции влияют на развитие вашего типа личности. Этот процесс происходит на протяжении всей вашей жизни, и в результате вы можете овладеть всеми предпочтениями без исключения — даже наиболее слабо выраженными, пользоваться которыми вам труднее всего. Этот процесс происходит естественно, но на него можно оказывать сознательное воздействие.
То, что здесь называют полноценным развитием типа личности, позволяет вам с наибольшим успехом пользоваться своими врожденными способностями, принимать верные решения, а также предостерегает вас от отрицательного действия присущих вашей натуре слабостей.
Кое-кто любит повторять фразу: "Беда старения в том, что вы становитесь все больше похожими на самих себя". Несмотря на то, что мы взрослеем и с течением времени изменяемся, мы не в силах изменить свой тип личности. Ваши основная и вспомогательная функции остаются постоянными. Однако внутри каждого типа личности возможно — и не просто возможно, а желательно — всестороннее развитие.
До некоторой степени тип личности человека развивается по стадиям, которые можно рассчитать заранее. Даже если вы раньше ничего не слышали о теории типа личности, вы не могли не заметить, что на протяжении жизни ваши интересы меняются. Но когда вы до конца поймете, как развивается тип личности, то увидите, что эти изменения происходят не случайно. Узнав, на какой стадии развития типа личности вы находитесь, вы сможете определить, какими функциями лучше всего пользоваться, причем в сорок два года вы можете предпочитать совсем иные функции, чем в двадцать два. Вы также поймете, почему занятия, которые вполне удовлетворяли вас раньше, теперь перестали вызывать положительные эмоции. Более того, вы сможете заглянуть в будущее и увидеть, что ожидает вас по мере взросления и как могут расшириться области вашей деятельности.
Авторы методики ТАРТ обнаружили, что принципы развития типа личности очень хорошо помогают разобраться в том, какие требования к работе следует предъявлять сейчас, а какие могут возникнуть в будущем.
От рождения до шести лет
Как мы уже говорили, каждый человек рождается с определенным типом личности, который остается неизменным на протяжении всей его жизни. Однако для того, чтобы проявились его предпочтения, требуется какое-то время. В раннем детстве довольно трудно точно выявить предпочтения типа личности, потому что в этом возрасте идет бурный процесс экспериментирования. Дети пытаются пользоваться всеми четырьмя функциями: сенсорикой, интуицией, рациональностью и иррациональностью, как будто хотят найти самую удобную. На этой стадии почти все функции смешиваются между собой. Несмотря на кажущуюся легкость задачи, тип личности маленького ребенка в действительности невозможно точно определить. Необходимо подождать, пока он немного подрастет.
От шести до двенадцати лет
Начиная примерно с шестилетнего возраста вперед вырывается основная функция, и склад характера ребенка становится виден яснее. Доминантный сенсорик может обнаружить склонность к занятиям гимнастикой;, доминантный интуитив начнет создавать удивительные музыкальные инструменты из предметов домашнего обихода; доминантный рационал будет придумывать убедительные доводы, чтобы избежать наказания; доминантный иррационал склонен сочувствовать другим, способен переживать, особенно за тех, кто попал в беду. В этом возрасте у детей естественным образом начинает выходить на первое место их основная функция.
Чтобы ребенок развивался нормально, очень важно, чтобы родители и учителя не подавляли, а развивали действие основной функции. Основная функция — это движущая сила нашего типа личности и источник наших положительных качеств. При должной поддержке она будет развиваться и дальше, в результате из ребенка получится уверенный в себе, полезный для общества взрослый человек. Если же ребенку мешают пользоваться его основной функцией, он остается без самой главной опоры его типа личности. Нет сомнения, что это отрицательно скажется на его жизни.
С двенадцати до двадцати пяти лет
С двенадцати лет у нас начинает проявляться наша вспомогательная функция. Вам уже известно, что вспомогательная функция уравновешивает основную и способствует тому, что мы одинаково успешно можем воспринимать информацию и принимать решения.
Как только определятся наши основная и вспомогательная функции, начинают проявляться третья и четвертая (хотя они все еще не развиты). К двадцати пяти годам у нас складывается определенный тип личности. К счастью, на этом наше развитие не останавливается.
От двадцати пяти до пятидесяти лет
Примерно после двадцати пяти лет начинает развиваться наша третья функция. Мы обнаружили, что большинство людей не в состоянии развить ее до двадцати пяти лет, даже если очень стараются. Интересно, что этот период совпадает с другим явлением, происходящим в этой временной фазе, — кризисом среднего возраста.
Мы считаем, что связь между развитием типа личности и кризисом среднего возраста — будем называть его переоценкой ценностей — далеко не случайна. В первой половине жизни мы пользуемся преимущественно основной и вспомогательной функциями. Мы опираемся на них, мы доверяем им, и они хорошо служат нам. За несколько лет мы научились пользоваться ими, и делаем это успешно. На этом этапе, так сказать, на вершине горы, у нас могут появиться тревожные мысли: во-первых, что у нас впереди осталось не так много времени и, во-вторых, стоит ли проводить оставшиеся годы точно так же, как молодые. Часто случается, что в середине жизни люди начинают переоценивать свои ценности и менять приоритеты.
На основании практического опыта мы пришли к выводу, что средний возраст знаменует начало нового этапа в развитии типа личности. Невольно мы начинаем стремиться "выровнять" свой тип личности, чтобы стать более приспособленными к жизни, действовать с большей эффективностью. Мы начинаем развивать в себе сначала третью, а затем и четвертую функции.
Средний возраст не всегда сопровождается глубокими изменениями в жизни. Многие люди постепенно меняют свои интересы, деятельность и образ жизни. В среднем возрасте мы часто открываемся навстречу новым приоритетам, новым подходам к той или иной проблеме. Мы становимся более гибкими и начинаем обращать внимание на то, что раньше считали неважным.
Некоторые люди находят себе увлечения, отвечающие требованиям их третьей функции (например, признаком развития сенсорики может быть возникший интерес к физическим упражнениям). Других начинают увлекать умственные задачи, связанные с третьей функцией (например, признаком развития рациональности может быть повышенное внимание к объективности и справедливости). У многих людей в связи с развитием третьей функции может проснуться интерес как к активному отдыху, так и к умственной деятельности. Это может возникнуть одновременно или же поочередно.
Если вы поймете, что такое развитие типа личности, достигнув среднего возраста, вы сможете сознательно усилить свою третью функцию, чтобы сделать свою жизнь богаче, глубже, полноценнее и счастливее. Но каждый человек идет к этому только своим, уникальным путем.
После пятидесяти лет
В поздний период жизни мы начинаем с большим успехом пользоваться своей четвертой функцией. Некоторые типологи полагают, что на самом деле мы не в состоянии использовать ее в полной мере, настолько она не развита. Однако выяснилось, что на этом этапе жизни многие люди начинают испытывать большой интерес к своей четвертой функции и, приложив целенаправленные усилия, могут извлечь для себя много полезного. Чтобы задействовать четвертую функцию, от вас потребуются некоторые усилия — ведь она самая слабая, но ваш труд полностью себя оправдает.
Если на протяжении жизни ваш тип личности развивался нормально, то примерно после пятидесяти или около того вы вполне в состоянии пользоваться всеми четырьмя функциями в зависимости от возникающей необходимости. Основными источниками ваших самых сильных качеств по-прежнему остаются главная и вспомогательная функции, к третьей и четвертой надо относиться с повышенным вниманием, но все равно вы значительно расширите свои способности и мастерство. И вот что интересно: когда вы начнете пользоваться всеми своими функциями, то обнаружите, что перед вами открылся путь ко всем предпочтениям типа личности.
Если вы интроверт, то можете обнаружить, что вам приятнее вести себя как экстраверту, например, заводить новые знакомства или расширять круг своих интересов. Если вы статик, то вдруг понимаете, что лучше себя чувствуете, пользуясь динамикой, — например, приобрели вкус к активному отдыху, спорту, с удовольствием проводите время, не пытаясь контролировать жизнь, а наблюдая за ней и наслаждаясь ею.
Что оказывает положительное (или отрицательное) влияние на развитие типа личности
Как уже неоднократно подчеркивалось, развитие в детях их основной и вспомогательной функций является настоятельной необходимостью. Всем известно, что именно от воспитания в раннем возрасте зависит, насколько приспособленными к жизни вырастут дети. Но задумывались ли вы когда-нибудь о своей жизни с точки зрения развития типа вашей личности? Дети, которых поощряли развивать свои естественные способности, со временем выравнивали все свои функции, вырастали в совершенно полноценных взрослых. Дети, чьи врожденные способности подавлялись, имели шанс превратиться в людей, неуверенных в своих силах и убеждениях, — и такое состояние может повлиять на все стороны их жизни, включая профессиональную карьеру.
Естественно, что родители и учителя ценят в детях те качества, которыми обладают сами. И, наоборот, их может озадачивать и вызывать чувство протеста поведение, которое в силу естественных причин им непонятно. Делают они это совсем не со зла и вовсе не намеренно; людям свойственно чувствовать себя более свободно и комфортно с теми, кто на них похож, потому что так им легче понять окружающих.
Сейчас вам было бы полезно вспомнить о своем детстве, о том, как вы росли и воспитывались. Мы не предлагаем вам обязательно определять тип личности ваших родителей или учителей, но все же найдите время, чтобы подумать о своем детстве. Какими талантами вы обладали в этот период? Какой отклик находили ваши усилия у окружающих? Поощряли ли вас развивать вашу основную функцию или же заставляли вести себя неестественным для вас образом? Большинство взрослых людей мало отличаются от тех, какими они были в детстве, но некоторым пришлось с большим трудом отстаивать свою настоящую сущность, встречаясь с неприятием или непониманием со стороны окружающих. Дети особенно беззащитны перед требованиями взрослых и часто подавляют свои врожденные предпочтения, чтобы оправдать ожидания близких и не быть отвергнутыми.
Обстоятельства, сопровождающие нас на протяжении жизни, могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию типа личности. Кроме родителей и учителей на нас влияют наши братья и сестры, сверстники, а также культурная среда, в которой мы воспитываемся. Подумайте только: более 50% американского населения составляют экстравертирующие сенсорики. И только 4% относятся к интровертирующим интуитивам. Все американское общество пронизано сильнейшим убеждением, что лучше всего принадлежать к первым (ориентированным на действие, общительным, прагматичным и практичным), чем к последним (вдумчивым, обращенным к внутреннему миру, сложным и творческим натурам).
Если вы принуждаете себя быть тем, кем на самом деле не являетесь, вы можете испортить себе всю жизнь. Если вы вынуждены "втиснуть" себя в рамки определенного группового менталитета, который вам не свойствен (его могут определять ваша семья, окружение в школе и дома или обстановка на работе), это может закончиться отказом от истинной сущности, и тогда вы не сможете получать удовольствие от той роли, которую себе навязали. Если вы двадцать лет занимаетесь тем, что не приносит вам никакого удовлетворения, вы не только можете навсегда утратить свои истинные интересы, но, что еще хуже, поверить в то, что вы ни к чему не способны.
Если вас никто не поддерживал в стремлении быть самим собой или же вы растеряны и не знаете своей истинной сущности, не падайте духом. Теория типа личности может помочь вам найти путь к продуктивной, полноценной жизни, основанной на понимании своей истинной натуры.
На какой стадии развития типа личности вы находитесь?
Существует два способа узнать, как вы продвигаетесь в развитии своего типа личности. Однако прежде чем приступить к приведенным далее тестам, вам придется вспомнить свою иерархию функций, приведенную в таблице на с. 274. Советуем вам выписать ее отдельно и держать под рукой. Так вам легче будет применить к себе общую информацию о развитии типа личности.
Чтобы получить приблизительное представление о том, как продвинулся в развитии ваш тип личности, отметьте свой возраст на временном графике, приведенном далее. Если вы идете в общем русле, скорее всего, у вас развивается та функция, которая обозначена рядом с вашим возрастом. Помните, однако, что это весьма приблизительная оценка. Каждый из нас продвигается по этому пути с индивидуальной скоростью.
Временной график развития типа личности
Функция | Возраст личности, лет |
Основная | 6 |
Вспомогательная | 12 |
Третья | 25 |
Четвертая | 50 |
Временной график развития типа личности может помочь вам составить только весьма общее представление. Никто ведь не просыпается в день, когда ему исполнилось двадцать пять лет, и не говорит: "Ага! Пора развивать третью функцию!" В разные периоды жизни человека привлекают разные признаки типа личности. Даже у людей одного и того же типа личности и одного возраста прогресс не может идти в одинаковом темпе. Возрастные ограничения, приведенные на этом графике, дают только приблизительную, общую картину.
Проверить, как вы продвинулись в развитии своего типа личности, можно, пересмотрев свои интересы и отношение к разным сторонам жизни. Лучше всего присмотреться к своему поведению во внерабочее время, так как именно в периоды досуга вы больше склонны следовать своим желаниям и быть тем, кем хочется быть.
Прочтите приведенные далее четыре описания, как человек развивает свою сенсорику, интуицию, рациональность или иррациональность, и подумайте, какое из них больше всего вам подходит. Сможете ли вы определить, какую функцию вы развиваете в данный период своей жизни? Вам будет легче прийти к правильному выводу, если заранее выпишете на бумагу свои последние увлечения или спросите того, кто вас хорошо знает, наблюдал ли он (или она) со своей стороны какие-либо новые стороны вашего характера.
Определив функцию, которая развивается в вас в настоящее время, сверьтесь со своей иерархией функций. Вспомогательная ли это функция или, может быть, третья или четвертая? По желанию вы можете перепроверить свой результат по временному графику развития типа личности.
Created/Updated: 25.05.2018