- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
ТЕСТ 32. КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ?
В условиях перехода страны к рыночным отношениям исключительно важное значение приобретает уровень конкурентоспособности личности. В различных сферах деятельности понятие "конкурентоспособность" чаще всего связывают с наивысшей производительностью труда и наивысшим качеством производимого конечного продукта. Но когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только и не столько высокое качество конечного продукта его деятельности (хотя это очень важный показатель), сколько интегрально характеризующие его способности и личностные качества, обеспечивающие высокий уровень ее конкурентоспособности.
Так, американские исследователи Джексон Грейсон-младший и Карл О'Делл считают, что "достижения большой производительности труда, высшего качества и конкурентоспособности можно определять по пяти критериям: 1. Энтузиазм. 2. Гибкость. 3. Постоянное улучшение. 4. Постоянное обучение. 5. Общее понимание цели перемен"1.
На основе психолого-педагогического анализа качеств, определяющих и характеризующих конкурентоспособность личности, нам удалось выделить ряд системообразующих характеристик, в высшей степени определяющих конкурентоспособность личности. Это четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, склонность к постоянному саморазвитию, стрессоус-тойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, высокому качеству конечного продукта.
Вопросы, предлагаемые далее, помогут оценить уровень вашей конкурентоспособности как менеджера. Вы должны выбрать один из пяти альтернативных вариантов ответа на каждый из поставленных вопросов.
1.1. Я знаю, чего хочу и чего могу добиться в ближайшие два-три года:
а) да; б) скорее, да; в) трудно сказать; г) скорее, нет; д) нет.
Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991. — С. 221 — 253.
1.2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей:
а) да; б) скорее, да; в) трудно сказать; г) скорее, нет; д) нет.
1.3. Я знаю, в какой сфере деятельности смогу прилично заработать:
а) да; б) скорее, да; в) трудно сказать; г) скорее, нет; д) нет.
1.4. У меня хватает энергии, чтобы довести дело до конца:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.5. Я устаю после работы:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) довольно часто; д) очень часто.
1.6. Мои родители и учителя считали меня старательным и прилежным:
а) да; б) чаще всего; в) когда как; г) скорее всего, нет; д) нет.
1.7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое решение:
а) да; б) чаще всего; в) когда как; г) сравнительно редко; д) нет.
1.8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности:
а) да; б) чаще всего; в) когда как; г) не всегда; д) нет.
1.9. Я часто бываю инициатором нововведений в нашей фирме, в нашем коллективе:
а) да; б) чаще всего; в) иногда; г) очень редко; д) нет.
1.10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.11. Мои друзья считают меня человеком решительным:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.12. Покупая дорогую, но необходимую вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) часто советуюсь; д) советуюсь практически всегда.
1.13. Я высказываю свое мнение, даже если оно кому-то не нравится:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.14. В дискуссиях и спорах мне удается настоять на своем:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) не часто; д) нет.
1.15. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя и ни с кем не советуюсь:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) часто советуюсь; д) всегда советуюсь.
1.16. В кругу друзей мне нравится и удается быть душой компании:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) иногда; д) нет.
1.17. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:
а) да; б) сравнительно часто; в) когда как; г) редко; д) нет.
1.18. Я предпочитаю брать на себя ответственность руководить людьми, чем подчиняться кому-либо:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.19. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств:
а) да; б) периодически; в) когда как; г) сравнительно редко; д) нет.
1.20. Я веду дневник, где планирую свои дела, анализирую свои промахи и ошибки:
а) да; б) часто; в) периодически; г) очень редко; д) нет.
1.21. Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию, саморазвитию:
а) да; б) скорее всего, да; в) ответить затрудняюсь; г) скорее всего, нет; д) нет.
1.22. Вечером после рабочего дня засыпаю:
а) очень быстро; б) сравнительно быстро; в) когда как; г) иногда страдаю бессонницей; д) часто страдаю бессонницей.
1.23. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом:
а) да; б) скорее, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.24. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты:
а) да; б) чаще всего да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.25. Считают ли вас друзья, коллеги по работе человеком "с перспективой" (в плане профессионального роста):
а) да; б) скорее, да; в) кто как; г) скорее, нет; д) нет.
1.26. Как часто вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях: а) часто; б) сравнительно часто; в) периодически; г) редко; д) не участвую.
1.27. В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два -четыре года я имею продвижение:
а) да; б) скорее всего, да; в) трудно сказать; г) скорее всего, нет; д) нет.
1.28. Я считаю, что любую работу нужно делать качественно или не делать вообще:
а) да; б) чаще всего, да; в) не любая работа требует одинаковой тщательности; г) мне не все в равной степени удается делать качественно; д) делаю все быстро, но недостаточно качественно.
1.29. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, внося качественные улучшения:
а) да; б) чаще всего, да; в) когда как; г) скорее, нет; д) нет.
1.30. Были ли у вас случаи, чтобы выполненную работу ваш руководитель попросил переделать:
а) такого я не припомню; б) очень редко; в) периодически; г) сравнительно часто; д) очень часто. После того, как вы ответили на все вопросы, переведите результаты ваших ответов в баллы. При подсчете набранных вами баллов имейте в виду, что варианты ответов оцениваются следующим образом:
а — 5 баллов,
б — 4 балла,
в — 3 балла,
г — 2 балла,
д — 1 балл.
Если вы просуммируете набранные вами баллыв, то получите число, находящееся в интервале от 30 до 150. Каков же ваш уровень конкурентоспособности? Соотнесите набранное вами количество баллов с таблицей.
Сумма баллов | Уровень конкурентоспособности менеджера |
30-42 | 1 — очень низкий |
43-57 | 2 — низкий |
58-70 | 3 — ниже среднего |
71-83 | 4 — чуть ниже среднего |
84-96 | 5 — средний |
97-109 | 6 — чуть выше среднего |
110-122 | 7 — выше среднего |
123-137 | 8 — высокий |
138-150 | 9 — очень высокий |
Кроме того, вы можете установить, какие способности и личностные качества у вас являются менее развитыми, и тем самым вскрыть резервные возможности повышения своей конкурентоспособности. Для этого просуммируйте набранные вами баллы по блокам вопросов. Например, просуммируйте баллы ответов на вопросы 1-3. Смотрите в связи с этим Шкалу оценки способностей и личностных качеств, определяющих уровень конкурентоспособности личности.
Шкала оценки способностей и личностных качеств, определяющих уровень конкурентоспособности личности
ТЕСТ 33. КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ?
Как известно, не о всяком менеджере можно сказать, что он интеллигентный человек. Однако совсем не просто поставить диагноз интеллигентности, особенно определить степень ее наличия у кого-либо. Обусловлено это в первую очередь тем, что свойство это интегральное, объединяющее целую совокупность человеческих черт и характеристик.
Современное представление об интеллигентности, интеллигентном руководителе правомерно связывают с такими качествами личности, как порядочность, самокритичность, ответственность, творческая инициатива, терпимость к инакомыслию, высокая общая культура, верность гуманистическим традициям, способность не только видеть далеко вперед, но и особенно предвидеть античеловечность крупных государственных проектов и решений, даже если с обывательской точки зрения это неочевидно.
Методика экспертных оценок уровня интеллигентности
Если взять как основу представление о том, что интеллигентность — это синтез гражданских, нравственных, интеллектуальных и общекультурных качеств личности, то можно построить шкалу оценок перечисленных выше качеств. Трудно сказать, что важнее: например, нравственные качества или интеллектуальные, гражданская позиция личности или ее общекультурный уровень развития. Поэтому для того чтобы уравновесить все названные выше качества личности, характеризующие ее как интеллигентную личность, необходимо отобрать в каждом блоке некоторое их количество, например по девять качеств, и придать им равные весовые единицы. Далее каждое из выделенных качеств оценивается по девятибалльной шкале:
1 балл — очень низкий уровень, 2 — низкий, 3 — ниже среднего, 4 — чуть ниже среднего, 5 — средний уровень, 6 — чуть выше среднего, 7 — выше среднего, 8 — высокий уровень, 9 — очень высокий.
В качестве основы предлагаемой методики используется метод независимых характеристик. Для этого перечисленные в таблице качества личности, характеризующие интеллигентность, оцениваются независимо друг от друга три раза: а) вами (самой личностью); б) вашим ближайшим другом; в) человеком, который несколько критически к вам относится. Затем эти три независимо поставленные оценки
Шкала оценки качеств личности, характеризующих ее интеллигентность
Качества личности, характеризующие ее интеллигентность | Девятибалльная шкала оценки соответствующих качеств личности | |
| Гражданские качества |
|
1. | Социальная активность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
2. | Гражданское мужество | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. | Правдолюбие | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4. | Демократизм | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. | Интернационализм | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
6. | Независимость | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
7. | Принципиальность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
8. | Подвижничество | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
9. | Прогрессивность взглядов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| Нравственные качества |
|
10. | Тактичность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
11. | Совестливость | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
12. | Скромность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
13. | Честность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
14. | Душевность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
15. | Уважительность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
16. | Отзывчивость | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
17. | Обязательность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
18. | Доброжелательность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| Интеллектуальные качества |
|
19. | Способность понять другого | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
20. | Терпимость к инакомыслию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
21. | Творческая активность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
22. | Критичность мышления | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
23. | Способность к самоанализу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
24. | Способность к самообразованию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
25. | Способность к самовоспитанию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
26. | Самокритичность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
27. | Эрудированность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| Общая культура |
|
28. | Культура общения и поведения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
29. | Культура умственного труда | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
30. | Эстетическая и художественная культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
31. | Физическая культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
32. | Профессиональная культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
33. | Экологическая культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
34. | Экономическая культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
35. | Правовая культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
36. | Политическая культура | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
по каждому качеству необходимо сложить и разделить на три: получится наиболее объективная средняя оценка. Можно подсчитать среднюю оценку по всем оцениваемым качествам и определить средний, т. е. общий, уровень интеллигентности личности (по девятибалльной шкале).
Ориентировочный тест-анкета ценен прежде всего тем, что по его результатам удается проанализировать свои наиболее сильные и наиболее слабые качества и, таким образом, составить программу саморазвития (самовоспитания и самообразования). Если такие качества, как душевность или, например, прогрессивность взглядов, не требуют разъяснений, то блок качеств, который в приведенной таблице назван "Общая культура", при их экспертной оценке вызывает некоторые затруднения и разночтения. Поэтому к высшему уровню — 9 баллов, например, по политической культуре, можно отнести в качестве "эталона" академика А. Д. Сахарова. Уровень 8 баллов соответствует активному творческому применению соответствующего качества в нестандартных ситуациях, 6-7 баллов — это выше среднего, так как соответствующее качество активно проявляется и часто применяется в различных ситуациях, но не всегда эффективно и творчески, 5 баллов — это средний уровень эффективности и развитости, 3-4 балла — ниже среднего, 2 балла — низкий уровень развития и эффективности, 1 балл — очень низкий уровень развития соответствующего качества, характеризующий лишь начальную стадию его применения.
Что дают самооценка и самоанализ уровня интеллигентности личности? Во-первых, вы получаете более глубокую информацию о своих гражданских, нравственных, интеллектуальных, общекультурных качествах. А это уже немало. Если вы к тому же продуктивно используете эту информацию, то будете иметь возможность сравнивать степень адекватности самооценки своих личностных качеств с тем, как вас оценивают окружающие. Главное, на что ориентирована предлагаемая методика оценки уровня интеллигентности личности, — углубить представление о своих наиболее сильных и слабых сторонах с тем, чтобы наметить программу дальнейшего саморазвития.
Методика построения профиля деловых качеств менеджера
Содержание методики: совокупность основных качеств и характеристик делового человека, которые составляют модель делового человека. Полное проявление этих качеств оценивается в 10 баллов, а их сочетание изображается в виде круга с радиусами-лучами, каждый из которых — одна из характеристик (схема 3).
Схема 3. Модель делового человека
Как пользоваться методикой. Воспользовавшись данными самооценки своих характеристик по тестовым методикам, большая часть которых оценивается по девятибалльной шкале, отметьте полученный вами результат оценки конкретного качества на луче-радиусе соответствующего качества на модели. Например, уровень вашей интеллигентности равен 7. На луче "Интеллигентность" (схема 3) поставьте точку на расстоянии от центра, равном семи делениям. Отметив все 13 качеств, соедините точки. Ломаная кривая, соединяющая точки на радиусах, и является профилем ваших деловых качеств менеджера.
Профиль деловых качеств менеджера
Обращаем ваше внимание на то, что набор из 13 качеств для построения профиля деловых качеств, как и содержание, и расположение их на схеме 3, не носит обязательного характера. Этот набор рассмотрен в качестве примера (как один из возможных вариантов). Каждый из вас может внести изменения как в количество, так и в содержание характеристик в соответствии со своей моделью.
Профиль личности дает наглядное представление:
• о степени развитости отдельных качеств по сравнению с моделью, что позволяет судить о задачах по саморазвитию;
о гармоничности развития всех качеств. Близость ломаной кривой к многограннику, вписанному в круг, свидетельствует о развитости всех качеств в равной степени. Чем ближе этот многогранник к внешнему кругу модели, тем гармоничнее развит деловой человек;
• о наиболее сильных и слабых сторонах личности, которые как бы образуют "пики", направленные либо к внешнему кругу модели (сильные), либо к ее центру (слабые);
• о взаимообусловленности и взаимосвязи отдельных качеств (либо групп качеств) и их роли в общем успехе;
• об эффективности саморазвития. Отмечая на вашем профиле деловых качеств результаты очередных оценочных замеров, можно корригировать технологию вашего саморазвития.
Таким образом, результаты Практикума по самооценке ваших деловых качеств, сопоставленные с моделью и отраженные в профиле ваших деловых качеств, становятся основой для планирования работы над закреплением своих сильных сторон и развитием слабых. Иными словами, самооценка становится основой и началом вашего саморазвития.
Этому посвящен Практикум-4.
Created/Updated: 25.05.2018