special

Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.

ТЕСТ 29. КАКОВЫ ВАШИ СПОСОБНОСТИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Менеджеру будет полезно проверить свои способности к риску в коммерческой деятельности, используя тест для начинающего миллионера. Такие тесты часто практикуются за рубежом1. Здесь предлагается адаптированный вариант. Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

См.: Труд. — 1990. — 27 июня.

лагается адаптированный вариант. Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

1. Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время:

а) сделать карьеру, поднявшись по служебной лестнице;

б) вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;

в) попытать счастья в лотерее.

2. Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего:

а) Остапа Бендера;

б) Левина из "Анны Карениной";

в) Штирлица из кинофильма "Семнадцать мгновений весны".

3. Представьте себе, что вы заработали миллион, что бы вы сделали дальше:

а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты от вклада;

б) рискну вложить в прибыльное дело;

в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу в солидный банк.

4. Что могут принести вам деньги:

а) власть;

б) жизнь в свое удовольствие;

в) много новых забот и зависти.

5. Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах:

а) нет;

б) да;

в) обо мне и так иногда пишут.

6. Какая из трех групп профессий вам более всего подходит:

а) писатель, художник, композитор;

б) адвокат, врач, политик;

в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.

7. При создании своей фирмы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших с вами в дружбе:

а) да;

б) нет;

в) ответ на вопрос требуется основательно продумать.

8. Представьте себе, что вы заработали миллион долларов, как бы вы себя вели:

а) изменились бы лишь квартира, машина, мебель и прочая обстановка;

б) больше путешествовал;

в) кардинально изменил бы свой образ жизни.

9. Представьте себе, что вы только что стали директором фирмы. С чего начнете свою деятельность:

а) с изучения людей, с которыми предстоит работать;

б) определил бы основные направления работы фирмы;

в) занялся бы подбором надежных помощников.

10. Какое из приведенных утверждений вы считаете более правильным, если вы получили повышение и стали директором фирмы:

а) снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;

б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения и способности по сравнению с профессионально-техническими;

в) изменились требования ко всем качествам личности.

11. В одной из структур вашей фирмы возникла конфликтная ситуация; каковы будут ваши действия как директора фирмы:

а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;

б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное разрешение конфликта поручить руководителю структуры;

в) сделать все, чтобы малый конфликт не перерос в большой.

12. Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги:

а) постоянно;

б) периодически;

в) редко.

13. Если бы вы имели миллион долларов и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую бы вы предпочли? Ту, которая даст прибыль:

а) в четверть миллиона;

б) в полмиллиона;

в) в миллион.

Далее на отдельном листе вы должны записать номера вопросов и ответы, которые вы предпочли. После этого можете подсчитать сумму баллов, которую набрали.

Ответы оцениваются в баллах следующим образом.

Первый вопрос.

Ответы:

а) 6;

б) 3;

в) 0.

Второй вопрос.

Ответы:

а) 3;

б) 0;

в) 6.

Третий вопрос.

Ответы:

а) 0;

б) 6;

в) 3.

Четвертый вопрос.

Ответы:

а) 6;

б) 0;

в) 3.

Пятый вопрос.

Ответы:

а) 0;

б) 3;

в) 6.

Шестой вопрос.

Ответы:

а) 0;

б) 3;

в) 6.

Седьмой вопрос.

Ответы:

а) 0;

б) 3;

в) 6

Восьмой вопрос.

Ответы:

а) 6;

б) 3;

в) 0.

Девятый вопрос.

Ответы:

а) 3;

б) 6;

в) 0.

Десятый вопрос.

Ответы:

а) 6;

б) 0;

в) 3.

Одиннадцатый вопрос.

Ответы:

а) 3;

б) 6;

в) 0.

Двенадцатый вопрос.

Ответы:

а) 6;

б) 3;

в) 0.

Тринадцатый вопрос.

Ответы:

а) 0;

б) 6;

в) 3.

Далее сложите все набранные вами баллы и определите по девятибалльной шкале уровень своих способностей к риску в коммерческой деятельности:

1-й — очень низкий (от 0 до 11 баллов);

2-й — низкий (от 12 до 19 баллов);

3-й — значительно ниже среднего (от 20 до 27 баллов);

4-й — чуть ниже среднего (от 28 до 35 баллов);

5-й — средний (от 36 до 43 баллов);

6-й — чуть выше среднего (от 44 до 51 балла);

7-й — выше среднего (от 52 до 59 баллов);

8-й — высокий (от 60 до 67 баллов);

9-й — очень высокий (от 68 до 78 баллов).

Как интерпретировать результаты? Если вы определили, что у вас способности к риску в коммерческой деятельности находятся на 1-м, 2-м или 3-м уровне, то лучший способ разбогатеть для вас — упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.

Если вы находитесь на 4-м, 5-м или 6-м уровне, то шансы разбогатеть у вас есть, но вам необходимо активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.

Если вы находитесь на 7-м или 8-м уровне, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.

Если же вы набрали от 68 до 78 баллов, т. е. находитесь на 9-м уровне, то у вас идеальные шансы стать миллионером, если вы им уже не стали.

ТЕСТ 30.КАКОВЫ ВАШИ СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ?

Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Оцените ваши ответы в баллах в соответствии с таблицей и просуммируйте набранное количество баллов. Определите уровень ваших способностей к управлению, соответствующий полученной сумме баллов.

1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить группой сотрудников старше вас по возрасту. Чего больше всего вы опасаетесь в этом случае:

а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;

б) что вас будут игнорировать и будут оспаривать принимаемые вами решения;

в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам хотелось бы.

2. Если вас в каком-то деле постигнет крупная неудача, то вы:

а) постараетесь утешиться ("подумаешь, бывает и хуже"), считая случившееся несущественным;

б) начнете раздумывать: а нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или на объективные обстоятельства;

в) анализируете причины неудачи, оценивая, в чем был собственный промах и как исправить дело.

3. Какое из перечисленных далее сочетаний качеств наиболее подходит вам:

а) общительный, впечатлительный, добродушный, послушный;

б) приветливый, настойчивый, энергичный, решительный;

в) трудолюбивый, уверенный в себе, сдержанный, логичный.

4. Считаете ли вы, что большинство людей:

а) любят работать хорошо и старательно;

б) добросовестно работают только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;

в) рассматривают работу как необходимость, не более.

5. Руководитель должен быть ответствен:

а) за поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);

б) за отличное и своевременное выполнение заданий (тогда и подчиненные будут довольны).

6. Вы являетесь руководителем подразделения и должны представить "наверх" план определенных работ. Как вы поступите:

а) составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так;

б) выслушаете мнение подчиненных, а в план включите только те предложения, которые согласуются с вашей точкой зрения;

в) поручите составить план подчиненным и без поправок представите его руководству;

г) проект плана разработаете вместе со специалистами, после чего доложите о нем руководству, обосновывая его положения.

7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает руководитель, который:

а) бдительно следит за тем, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции и задачи;

б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом "доверяй, но проверяй";

в) заботится о работе, но не забывает и о тех, кто ее выполняет.

8. Работая в коллективе, считаете ли вы ответственность за свою работу равной ответственности за итоги работы всего коллектива:

а) да;

б) нет.

9. Ваш взгляд либо поступок встречен другими критически. Как вы будете себя вести:

а) не поддаваясь мгновенной защитной реакции, сумеете трезво оценить все "за" и "против";

б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущество своего взгляда;

в) в силу вспыльчивого характера не сумеете скрыть свою досаду, обидитесь и рассердитесь;

г) промолчите, но поступать будете по-прежнему.

10. Что приносит больший успех:

а) премирование;

б) наказание.

11. Хотели бы вы:

а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;

б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;

в) вызывать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.

12. Хотели бы вы принимать самостоятельные решения:

а) да;

б) нет.

13. Если вы должны принять важное решение, то:

а) стараетесь сделать это безотлагательно, а сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;

б) делаете это быстро, но потом долго мучаетесь сомнениями, а не лучше ли было сделать это так или иначе;

в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше. Подсуммируйте ваши баллы, пользуясь таблицей.

Номер вопроса

Баллы за вариант ответа

а

б

в

г

1

0

2

4

-

2

2

0

6

-

3

0

3

2

-

4

6

2

0

-

5

3

6

-

-

6

3

0

1

6

7

3

6

4

-

8

6

0

-

-

9

6

2

0

0

10

3

0

-

-

11

3

5

0

-

12

3

0

-

-

13

6

3

0

-

Оценка результатов. Если вы набрали:

25 баллов и менее — у вас незначительные задатки к управленческой деятельности;

26-35 баллов — у вас средний уровень способностей к управлению;

36-45 баллов — у вас способности к управлению выше среднего уровня;

46-55 баллов — у вас хорошие способности к управлению;

56 баллов и более — у вас отличные способности к управлению.

ТЕСТ 31. КАКОВЫ ВАШИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

Роль и значение коммуникативно-лидерских способностей руководителя — современного менеджера — трудно переоценить. Быть лидером в различных ситуациях делового общения — дискуссиях, спорах, переговорах — нелегко.

Поскольку в реальной практике общения в процессе творческих дискуссий и споров, разрешения конфликтных ситуаций мы встречаемся с людьми, часто обладающими прямо противоположными — полярными — свойствами и качествами, характеризующими коммуникативно-лидерские способности личности, то, очевидно, возможно использование полярных шкал и методик их оценки. Эта идея положена в основу предлагаемого теста.

При ответах на вопросы стремитесь быть предельно откровенны. Если вы хотите получить о себе достаточно объективную информацию, то необходимо отвечать быстро, фиксируя в ответах те мысли, которые у вас возникают при первом прочтении вопроса.

1. Далее перечислены качества личности, которые вам присущи, — одни в большей, другие в меньшей степени. Оцените их с точки зрения того, насколько они присущи вам, по трехбалльной шкале: 3 балла — присущи в большей степени, 2 балла — присущи в несколько меньшей степени, 1 балл — еще в меньшей степени.

1.1. Способность настоять на своем.

1.2. Независимость и оригинальность суждений.

1.3. Способность выступить с докладом, сообщением.

1.4. Способность вести дискуссию.

1.5. Напористость и даже непримиримость.

1.6. Доброжелательность, отзывчивость.

1.7. Исполнительность.

1.8. Способность подчинять своей воле других.

1.9. Эмоциональность, непосредственность.

1.10. Рациональный подход к делу.

1.11. Способность претворять в жизнь свои идеи.

1.12. Доступность в общении.

1.13. Серьезность, обязательность.

1.14. Чувство юмора.

1.15. Способность обстоятельно инструктировать кого-либо.

1.16. Способность убедить собеседника в чем-либо.

1.17. Спокойное и даже безразличное отношение к некоторым конфликтам в коллективе.

1.18. Способность понять каждого, войти в его положение.

2. Представьте себе, что вы в компании друзей, хотя в ней появились и новые для вас люди. Оцените по трехбалльной шкале состояния и действия, которые для вас наиболее характерны: 3 балла — присущи, 2 балла — присущи, но в несколько меньшей степени; 1 балл — еще в меньшей степени.

2.1. Новые люди в компании, как правило, вас не очень устраивают.

2.2. Вы, как правило, придумываете оригинальное развлечение.

2.3. Вы произносите солидную, обстоятельную речь в честь виновника торжества.

2.4. Вы беседуете с кем-то по душам.

2.5. Иногда у вас появляется чувство агрессивности.

2.6. Вы добродушны и в равной степени доброжелательны ко всем.

2.7. Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые предлагают другие.

2.8. Вас, как правило, избирают тамадой.

2.9. Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится.

2.10. Вы стремитесь пораньше уйти домой.

2.11. Вам приходится иногда кого-то довольно строго "ставить на место".

2.12. Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культуры и образования.

2.13. На развлечения вам часто бывает жаль времени.

2.14. Вы рассказываете смешные истории, анекдоты.

2.15. Вы предпочитаете вести деловые разговоры.

2.16. Вы стараетесь кому-то что-то внушить, кого-то убедить.

2.17. К конфликтам в компании, если они вас лично не касаются, относитесь равнодушно.

2.18. Почему-то именно вам пытаются излить душу.

3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается лучше и эффективнее применить одни приемы, действия и несколько хуже — другие. Оцените по трехбалльной шкале те приемы, действия, которые вам удается применить: лучше всего — в 3 балла, несколько хуже — в 2 балла, еще менее эффективно — в 1 балл.

3.1. При разрешении конфликтной ситуации я придерживаюсь традиций и мнения коллектива.

3.2. Пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих способ разрешения конфликтной ситуации.

3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в отдельности.

3.4. Аргументированно доказываю свою точку зрения.

3.5. Считаю, если конфликт принципиальный, то лучше ни в чем не уступать.

3.6. Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и доводы.

3.7. Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив.

3.8. Конфликтную ситуацию должен разрешать руководитель.

3.9. Предпочитаю бурно, эмоционально реагировать и делать обиженный вид.

3.10. В случае конфликта не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональный выход.

3.11. В случае конфликта отстаиваю свою точку зрения до конца.

3.12. В случае конфликта привлекаю на свою сторону как можно больше членов коллектива, чтобы воздействовать на своего противника через коллектив.

3.13. Конфликт — дело серьезное, а потому никогда не превращаю конфликт в шутку.

3.14. Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя шутку и юмор.

3.15. При возникновении конфликта отдаю предпочтение тому, чтобы собрать исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, и внушить, убедить, кто прав, а кто виноват.

3.16. При разрешении конфликта делаю ставку на то, чтобы внушить, убедить, кто прав.

3.17. Стараюсь не вникать в конфликт, если он меня не касается.

3.18. Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным человеком возможна конфликтная ситуация.

Суммируя баллы по каждому качеству, можно набрать минимально 3 балла, максимально — 9 баллов (см. таблицу).

Полярная шкала оценок коммуникативно-лидерских способностей, качеств личности

9 баллов — очень высокий уровень развития способностей;

8 баллов — высокий уровень;

7 баллов — значительно выше среднего;

6 баллов — чуть выше среднего;

5 баллов — средний уровень;

4 балла — чуть ниже среднего;

3 балла — ниже среднего;

2 балла — низкий уровень;

1 балл — очень низкий уровень развития способностей.

Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется простым суммированием оценок (баллов), которые вы себе выставили в ответах на все вопросы по первой позиции, затем — по второй позиции и т. д.

Цель применения предлагаемой методики — прежде всего расширить и углубить знания самой личности об уровне и характере своих коммуникативно-лидерских способностей, выявить наиболее сильные и слабые свои качества; кроме того, по доминированию тех или иных признаков выявить стиль общения в процессе ведения творческих дискуссий, научных и иных споров в коллективно-творческой деятельности, свои способности к деятельности руководителя-лидера, а также получить обратную информацию о том, какие качества необходимо развивать в первую очередь, на что при этом можно с достаточным основанием опираться.

Далее, используя метод независимых характеристик, каждое из выделенных качеств оценивается по девятибалльной шкале: самой личностью, затем ее ближайшим другом и членом группы, который относится к личности несколько критически. По трем оценкам находится среднее арифметическое.

На основе выявления наиболее развитого качества можно сделать заключение о стиле общения личности. Например, может доминировать "доброжелательный" стиль общения или, наоборот, "агрессивный". Но самое главное — выявить свои сильные и слабые качества среди коммуникативно-лидерских способностей и далее на этой основе строить программу самосовершенствования, саморазвития.



 

Created/Updated: 25.05.2018