- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
ТЕСТ 25.СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?
Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбрав один из вариантов ответа. Оцените ваши ответы в соответствии с ценой в очках и просуммируйте их. Определите уровень ваших способностей к предпринимательству, соответствующий набранной вами сумме очков.
1. Инициативны ли вы:
а) ищете дополнительные задания, очень искренни;
б) находчивы, смекалисты при выполнении задания;
в) выполняете необходимый объем работы без указаний руководства;
г) ожидаете указаний.
2. Как относитесь к людям:
а) дружелюбно;
б) вежливы, приятны в обхождении;
в) иногда с вами трудно работать;
г) сварливы и некоммуникабельны.
3. Лидер ли вы:
а) внушаете уверенность и доверие;
б) умело отдаете эффективные приказы;
в) ведущий;
г) ведомый.
4. Ответственны ли вы:
а) проявляете ответственность при выполнении поручений;
б) соглашаетесь с поручениями, хотя и не без протеста;
в) неохотно соглашаетесь с поручениями;
г) уклоняетесь от любых поручений.
5. Ваши организаторские способности:
а) способны убеждать людей и выстраивать факты в логическом порядке;
б) способный организатор;
в) средние организаторские способности;
г) плохой организатор.
6. Решительны ли вы:
а) быстры и осторожны;
б) осмотрительны и осторожны;
в) быстры, но часто делаете ошибки;
г) сомневаетесь в себе и боязливы.
7. Упорны ли вы:
а) целеустремленные, вас нелегко обескуражить трудностями;
б) предпринимаете постоянные усилия;
в) у вас средний уровень упорства и решимости;
г) почти никакого упорства.
За вариант ответа "а" вы получаете 4 очка;
"б" — 3 очка;
"в" — 2 очка;
"г" — 1 очко.
Если вы набрали:
12 очков и менее — вы еще не предприниматель;
13-16 очков — у вас есть средние способности к предпринимательству;
17-20 очков — вы обладаете хорошими способностями к предпринимательству;
21-24 очка — у вас действительно есть предпринимательская жилка;
25-28 очков — вы отличный предприниматель.
ТЕСТ 26. "РИСКОВЫЙ" ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, выбрав один из вариантов ответа: "а", "б" или "в". Оцените ваши ответы в соответствии с приведенной далее таблицей и просуммируйте набранные вами баллы. Определите уровень вашей "рисковости", соответствующий набранной сумме баллов.
1. Вы — победитель телевизионной игры "Поле чудес". Какой приз вы выберете:
а) 2 тыс. долларов наличными;
б) гатидесятипроцентный шанс в дальнейшем выиграть 4 тыс. долларов;
в) двухпроцентный шанс выиграть 100 тыс. долларов.
2. Вы проиграли в карты 500 долларов. Сколько вы поставите на игру, чтобы отыграть свои деньги:
а) больше 500 долларов;
б) 250 долларов;
в) ничего — смирились бы с проигрышем.
3. Спустя месяц после покупки вами акций их курс неожиданно поднялся на 20%. Что вы будете делать, не имея дополнительной информации:
а) держать акции без дополнительных приобретений и продаж;
б) продадите акции и получите разницу;
в) купите акции в надежде, что их курс еще поднимется.
4. Спустя месяц после покупки акций их курс стал падать. Но основные показатели фирмы, акции которой вы приобрели, выглядят убедительно. Что вы будете делать:
а) купите еще некоторое количество акций;
б) будете держать акции, пока их курс не вернется на прежний уровень;
в) продадите их во избежание потерь.
5. Вы — один из ведущих специалистов и можете выбрать из двух способов получения премии в конце года. Какой из них вы выберете:
а) 1500 долларов наличными;
б) акции, которые могут дать дивиденд в 12 тыс. долларов, если фирма в следующем году будет преуспевать, но ничего не дадут, если фирма обанкротится.
Номер вопроса | Баллы за вариант ответа | ||
а | б | в | |
1 | 1 | 3 | 9 |
2 | 8 | 4 | 1 |
3 | 3 | 1 | 4 |
4 | 4 | 3 | 1 |
5 | 1 | 5 | - |
Если вы набрали:
5 -17 баллов — вы мало склонны к риску;
18 баллов и более — вы склонны к риску, и чем больше сумма набранных вами баллов, тем в большей степени вы склонны к риску. Но, рискуя, не нарушайте законы.
Б. Деловые качества, способствующие карьере менеджера
Выделение названных качеств в особый подраздел, как вы поймете, не случайно.
Во-первых, профессия менеджера — одна из самых сложных и многопрофильных, требующих соответствующего "набора" интегратив-ных деловых свойств и характеристик для достижения в ней успеха.
Во-вторых, методики самооценки таких качеств также должны быть многогранными и интегративными, а следовательно, требуют определенного уровня подготовленности для пользования ими.
В-третьих, содержание предлагаемых методик1 в наибольшей степени соответствует профилю и объему знаний, приобретаемых при подготовке магистров-менеджеров в Межрегиональной Академии управления персоналом.
ТЕСТ 27. КАКОВ ВАШ МЕНТАЛИТЕТ МЕНЕДЖЕРА?
К сожалению, проблема менталитета современного руководителя остается неразработанной ни в социологии, ни с точки зрения психологического механизма его развития и диагностики, ни в педагогике с точки зрения обучения и воспитания личности с ориентацией на целенаправленное формирование и саморазвитие должного уровня менталитета.
Поэтому для выполнения теста необходимо некоторое ознакомление с сутью понятия "менталитет".
Менталитет личности — это интегральная характеристика интеллектуальных способностей личности видеть и решать проблемы соответствующего уровня трудности, социальной, теоретической и практической значимости.
Далее используются методики из кн.: Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. — М.: Нар. образование, 1995.
Чем выше социальный уровень, теоретически и практически значимее совокупность проблем, которые усматривает личность, чем оригинальнее способы их решения, чем большую перспективу имеют результаты творческой деятельности личности, тем выше уровень и масштаб интеллекта, т. е. тем выше ее менталитет.
Таким образом, специфика интеллектуальной деятельности личности, в том числе современного руководителя, его интеллектуального потенциала определяет ее менталитет. Менталитет как понятие не часто используется в нашей повседневной практике, но как много мы смогли бы достичь, скольких провалов избежать, если бы каждый руководитель брался за решение тех проблем и задач, которые соответствуют уровню и масштабу его интеллекта, с одной стороны, и уровню и масштабу его организации, фирмы — с другой.
В практической деятельности менеджера (в процессе управления, организации людей) можно знать, какого же уровня и масштаба проблему, задачу способен ставить и решать руководитель. Если это масштаб проблемы сегодняшнего дня, решение которой снимает противоречия лишь ситуативных задач, — это говорит о низком уровне менталитета руководителя. Если же руководитель способен, казалось бы, из безвыходного положения найти выход, если дела фирмы, которая до его прихода была на грани банкротства, с его приходом не просто поправились, а стала набирать темп в своем развитии, то есть основания говорить о высоком уровне менталитета его руководителя.
Ограниченность взглядов, видение только частных, сиюминутных проблем говорит о низком уровне менталитета личности. И, наоборот, видение проблем, решение которых открывает значительные перспективы в развитии предприятия, организации, говорит о высоком уровне менталитета руководителя.
Понятно, что "взвесить", оценить с большой точностью такое сложное интегративное качество личности, как менталитет, не просто, но та информация, которую вы далее получите, будет для вас полезной. Для этого вам необходимо правдиво ответить на следующие вопросы (выполнить следующие задания).
1. Каковы три наиболее трудные и крупные проблемы, которые вам как руководителю удалось решить в последние два-три года?
2. В чем состоят три наиболее трудные и крупные проблемы, которые вы как руководитель активно решаете в настоящее время?
3. Какие три наиболее трудные и крупные проблемы вы планируете решить как руководитель в ближайшие два-три года?
4. Вы руководили в предыдущие два-три года:
1) группой (коллективом), состоящей из 2-5 человек;
2) бригадой, лабораторией из 6-12 человек;
3) коллективом из 13-50 человек;
4) коллективом из 50-500 человек;
5) крупным предприятием, организацией от 500 до 1000 человек;
6) организацией на уровне города;
7) организацией на уровне области;
8) организацией на уровне страны;
9) организацией с выходом на активные зарубежные связи.
5. Вы в настоящее время руководите:
1) группой (коллективом), состоящей из 2-5 человек;
2) бригадой, лабораторией из 6-12 человек;
3) коллективом из 13-50 человек;
4) коллективом из 50500 человек;
5) крупным предприятием, организацией от 500 до 1000 человек;
6) организацией на уровне города;
7) организацией на уровне области;
8) организацией на уровне страны;
9) организацией с выходом на активные зарубежные связи.
6. Как вы считаете, есть ли у вас опыт и достаточный уровень способностей для решения проблем, которые могут быть у вас в ближайшие три-пять лет, если бы вы руководили:
1) группой, коллективом из 2-5 человек;
2) бригадой, лабораторией из 6-12 человек;
3) коллективом из 13-50 человек;
4) коллективом из 50500 человек;
5) крупным предприятием, организацией от 500 до 1000 человек;
6) организацией на уровне города;
7) организацией на уровне области;
8) организацией на уровне страны;
9) организацией с выходом на активные зарубежные связи.
7. Проанализируйте ваши ответы на вопросы 4-6 и охарактеризуйте динамику прошлого к настоящему, а также попытайтесь определить ваш будущий менталитет как руководителя: 1) резко регрессирует; 2) несколько падает; 3) остается стабильным; 4) несколько возрастает; 5) резко прогрессирует.
8. Постарайтесь, проанализировав ответы на вопросы, оценить по 9-балльной шкале уровень и масштаб решения наиболее характерных интеллектуальных управленческих задач, которые приходится решать вам (1 — очень низкий уровень;
2 — низкий;
3 — ниже среднего;
4 — несколько ниже среднего;
5 — средний;
6 — несколько выше среднего;
7 — выше среднего;
8 — высокий;
9 — очень высокий уровень).
9. Попытайтесь определить амплитуду, т. е. разброс тех проблем по уровню их трудности, которые вам приходится решать как руководителю, используя при этом 9-балльную шкалу. (Предположим, наибольшая амплитуда — 1-9, но она может быть, например, 1-4, что характерно для принятия управленческих решений в коллективе от 50 до 500 человек.)
10. Проанализируйте, каковы резервные возможности для саморазвития вашего менталитета как руководителя. Когда возникает ситуация с выдвижением вас на новую, более высокую должность, необходимо проанализировать ее и ответить на вопрос: а соответствует ли эта должность, круг проблем и задач, которые в рамках этой должности предстоит решать, вашим реальным возможностям, и прежде всего вашему менталитету, т. е. уровню и масштабу вашего интеллекта, способности видеть и активно решать проблемы, которые характерны для руководителя предлагаемого вам масштаба и уровня.
Подсчитайте коэффициент эффективности использования вашего менталитета.
Для этого необходимо по девятибалльной шкале оценить уровень проблем, решаемых вами как руководителем в настоящее время, разделить это на число, соответствующее уровню проблем, которые вы видите и хотели бы решить в ближайшие годы, а затем полученный результат умножить на 100%. Например:
где Мр — реальный менталитет; Мп — потенциальный менталитет.
Величина коэффициента отражает степень соответствия требований вашей должности вашим реальным возможностям. В случае, если этот коэффициент существенно меньше 100%, вам следует задуматься над поиском способов, чтобы продвинуться и тем самым получить возможность для реализации своих проблем и творческих задач.
ТЕСТ 28.КАКОВЫ ВАШИ СПОСОБНОСТИ К РИСКУ?
Как известно, в процессе принятия управленческих решений практически всегда есть доля риска.
Риск возможен по нескольким причинам и зависит от нескольких факторов. Факторы риска можно разделить на две большие группы: объективные, точнее, внешние, и внутренние, которые обусловлены самой способностью руководителя — современного менеджера — принимать решения.
Риск, как правило, связан с решением управленческой задачи, где либо нет исчерпывающей информации для принятия решения, либо вероятность получения желаемого результата очень мала, либо нет достаточно благоприятных условий для осуществления намеченного, или принимающий решение испытывает затруднения в выборе из нескольких возможных вариантов наиболее удачного. В литературе по принятию управленческих решений риск чаще всего связывают с большой вероятностью отклонения от цели, ради достижения которой принимается решение. Неоправданный риск часто приводит к непоправимым ошибкам и краху всего задуманного.
Поэтому руководителю очень важно знать не только экономические, правовые аспекты риска, но и самого себя, свои способности к принятию решений в ситуациях риска.
Важнейшей чертой компетентного руководителя признана его предприимчивость, которая проявляется в поиске новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, в обоснованном риске. Появилась даже новая отрасль управленческих знаний — рискованные инвестиции.
С позиции диагностики, способности к принятию творческих ответственных решений, учитывающих меру допустимого риска, следует оценивать по целому ряду деловых творческих качеств менеджера. Иными словами, способность к риску является интегративным качеством, включающим в себя меру ответственности, стратегичность решений, уровень интуиции, степень творчества. Предлагаемый тест составлен именно с учетом этой особенности риска как качества менеджера.
При ответе на поставленные вопросы старайтесь быть объективным. Чем более искренними будут ваши ответы, тем правильнее будет информация, которую вы получите о самом себе. Отвечайте так, как вам подсказывает интуиция при первом прочтении вопроса, подчеркивая слово "да" или "нет".
1. Принимая ответственное решение, я полагаюсь на себя и ни с кем не советуюсь (1 — да, 2 — нет).
2. Я чаще имею точку зрения, которая не совпадает с мнением руководителя (1 — да, 2 — нет).
3. Я придерживаюсь точки зрения, что безвыходных ситуаций не существует (1 — да, 2 — нет).
4. Я всегда говорю только правду (1 — да, 2 — нет).
5. Я быстро осваиваю новые виды деятельности (1 — да, 2 — нет).
6. В оценке людей я больше доверяю собственной интуиции, чем суждениям других людей (1 — да, 2 — нет).
7. Принимая ответственное решение, я мучительно долго анализирую все "за" и "против" (2 — да, 1 — нет).
8. Начатое дело я стремлюсь доводить до конца (1 — да, 2 — нет).
9. Я считаю, что в коллективе лучше "не высовываться", чтобы меньше было всяких неприятностей (2 — да, 1 — нет).
10. Прежде чем купить крупную вещь, я стараюсь посоветоваться с близкими мне людьми (2 — да, 1 — нет).
11. Я стараюсь жить только сегодняшним днем (2 — да, 1 — нет).
12. Играя в шахматы и другие интеллектуальные игры, я стараюсь во что бы то ни стало выиграть (1 — да, 2 — нет).
13. Решая сложную проблему, я мысленно логически проигрываю все возможные варианты ее решения (1 — да, 2 — нет).
14. Часто на собрании трудового коллектива я высказываю мнение, отличное от мнения других (1 — да, 2 — нет).
15. На собраниях коллектива я выступаю экспромтом, предварительно не готовясь (1 — да, 2 — нет).
16. Я думаю, что в своей жизни я не совершил крупных ошибок (1 — да, 2 — нет).
17. Я часто ловлю себя на мысли, что строю фантастические проекты, которым не суждено сбыться (1 — да, 2 — нет).
18. В споре мои аргументы чаще бывают убедительными (2 — да, 1 — нет).
19. Я могу поступиться принципами, если того требуют интересы дела (1 — да, 2 — нет).
20. Где бы я ни работал, с руководством у меня складываются хорошие отношения (2 — да, 1 — нет).
21. Если принимаю то или иное решение, моя первая идея всегда бывает самая правильная (1 — да, 2 — нет).
22. В кругу своих знакомых мне иногда хочется сделать что-то неожиданное, оригинальное (1 — да, 2 — нет).
23. Логика некоторых моих поступков не всегда бывает понятна даже моим близким, хотя потом оказывается, что я поступил правильно (1 — да, 2 — нет).
24. Думаю, что в моей жизни мне удалось решить ряд крупных проблем (1 — да, 2 — нет).
25. Меня трудно переубедить, если я что-то уже решил (1 — да, 2 — нет).
26. Решая для себя какой-то жизненно важный вопрос, я стараюсь продумать и предусмотреть все до мелочей (2 — да, 1 — нет).
27. Ради дела я могу принять рискованное решение, если даже шансы на успех невелики (1 — да, 2 — нет).
28. Мои друзья считают, что я живу только сегодняшним днем (2 — да, 1 — нет).
29. В свои дела я посвящаю как можно меньшее количество людей (1 — да, 2 — нет).
30. Я не выступаю против своего руководителя, если не убежден, что меня поддержит коллектив (2 — да, 1 — нет).
31. Мои знакомые относят меня к числу людей с "перспективой" (1 — да, 2 — нет).
32. Часто мои дела и поступки бывают неожиданными даже для моих друзей (1 — да, 2 — нет).
33. В своей жизни я никогда никуда не опаздываю (1 — да, 2 — нет).
34. Если бы передо мной встал вопрос о женитьбе, то я бы не стал советоваться с родителями, а поставил бы их перед фактом (1 — да, 2 — нет).
35. Я думаю, что отношусь к людям, которые предвидят развитие событий в нашем коллективе на один-два года вперед (1 — да, 2 — нет).
36. Бывают ситуации, когда я бросаю монету и по тому, как выпадет — "орел" или "решка" — делаю выбор в спорном для меня вопросе (2 — да, 1 — нет).
37. В коллективе считают, что на меня можно положиться как на надежного сотрудника (1 — да, 2 — нет).
38. Я систематически веду дневник, где анализирую свои промахи и достижения (2 — да, 1 — нет).
39. Я имею привычку планировать свою работу на один-два года вперед (1 — да, 2 — нет).
40. Некоторые мои друзья и близкие считают меня перестраховщиком (2 — да, 1 — нет).
41. Мои коллеги считают меня бескомпромиссным (1 — да, 2 — нет).
42. Среди моих друзей есть люди, которые мне явно не нравятся (1 — да, 2 — нет).
43. Все, что я обещаю сделать, всегда выполняю независимо от того, удобно это мне или нет (1 — да, 2 — нет).
44. У меня бывают мысли, которые я стараюсь скрыть от других (1 — да, 2 — нет).
45. Не все мои привычки хороши и желательны (1 — да, 2 — нет).
46. Иногда за проезд в общественном транспорте я не плачу, если не опасаюсь проверки (1 — да, 2 — нет).
47. Я беспокоюсь о своем здоровье (1 — да, 2 — нет).
После того как вы ответили на все вопросы, подсчитайте, сколько баллов вы набрали по перечню вопросов для типа "решительный — осторожный", "ответственный — безответственный" и т. д.
Пользуясь шкалой оценок, определите, какого уровня у вас соответствующие качества, такие как решительность, ответственность и т. д.
Например, суммируя баллы ваших ответов на вопросы 1, 2, 7, 9, 10, 27, 30, 34, 40, вы получили число 11. Это значит, что уровень решительности у вас выше среднего. Или, например, за ответы на вопросы 4, 33, 42, 43, 45, 46 вы набрали в сумме 11 баллов. Это значит, что вы имеете высокий уровень лживости. Иными словами, при ответе на вопросы теста вы были не искренни, и результатам вашего тестирования доверять нельзя.
Шкала оценок
Способность | Уровень по сумме баллов | Способность
| Просуммируйте баллы ответов на вопросы
| ||||||
Очень высокий | Высокий | Выше среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий | |||
Решительный | 9 | 10 | 11 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | Осторожный | 1, 2, 7, 9, 10, 27, 30, 34, 40 |
Ответственный | 9 | 10 | 11 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | Безответствен-ный | 1, 2, 9, 14, 20, 23, 25, 29, 41 |
Стратег | 9 | 10 | 11 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | Тактик | 11, 12, 13,16, 23, 24, 28, 35, 39 |
Интуитивист | 9 | 10 | 11 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | Логик | 6, 11, 15, 16, 18, 21, 23, 26, 38 |
Творческий | 9 | 10 | 11 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | Консер-ватив-ный | 1, 3, 17, 19, 22, 23, 30, 32, 41 |
Честный | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Лживый | 4, 33, 42, 43, 45, 46 |
Как использовать результаты диагностики.
Прежде всего необходимо осмыслить то, что у вас получилось.
У вас, например, получилось: решительность — 11 баллов (выше среднего). Вы — тактик, так как набрали по этому качеству 17 баллов (это высокий уровень), интуитивист — по шкале "интуитивист — логик". Уровень ваших творческих возможностей, например, 12 баллов — это выше среднего. По шкале "честный — лживый" вы набрали 10 баллов. Это значит, что ваши ответы соответствуют достаточно высокому уровню честности и им можно доверять.
Программа саморазвития способностей к принятию творческих ответственных управленческих решений в данном случае должна быть такой: опора на ваши наиболее развитые способности, то есть на интуицию (10 баллов), и постоянное развитие в себе стратега, если хотите — стратегического мышления, способностей к прогнозированию, предвидению событий.
Однако это лишь пример. У каждого из тех, кто будет использовать данную методику, получаются свои результаты. С учетом этих результатов необходимо постоянно опираться на сильные качества и развивать слабые, то есть развивать те способности, которые существенно тормозят ваше дальнейшее развитие.
Способности к риску развиваются, как и все другие способности, не иначе как в процессе деятельности. Вырабатывайте собственную стратегию и правила риска. Приводим для вас семь правил риска, следуя которым, вы, надеемся, достигнете успеха.
Правила риска
1. Помните, что жизнь — это всегда выбор. Поэтому принимая решение, вы либо продвинетесь вперед, либо будете отброшены назад.
2. Принимая решение, думайте, просчитывайте все возможные ходы, насколько это возможно, на перспективу.
3. Если возможно, соберите дополнительную информацию, посоветуйтесь, но не затягивая, принимайте решение только сами.
4. Избегайте стереотипов, не бойтесь думать и действовать рискованно.
5. Помните древнюю как мир заповедь: утро вечера мудренее. Поэтому, если возможно, отложите принятие решения до следующего утра.
6. Принимайте решение не только лучшее, но и выполнимое.
7. Чаще работайте на пределе своих способностей — и вы достигнете успеха.
Created/Updated: 25.05.2018