- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
СОЦИАЛЬНО-ПРИОБРЕТЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
А. Общеделовые качества работника, способствующие карьере
ТЕСТ 18. КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав при этом один из предлагаемых вариантов ответа: "да", "иногда" или "нет". Выставьте за каждый ответ количество очков в соответствии с их ценой и просуммируйте результаты. Внимательно ознакомьтесь с оценкой вашего уровня коммуникабельности в зависимости от набранной вами суммы очков.
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться переживаниями с кем-либо?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой: показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 гривень, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вступите ли вы с ним в беседу и будете ли тяготиться, если первым заговорит он?
Приводится по: Рощаховский В. // ЭКО. — 1981. — № 10.
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Вы предпочтете отказаться от своего намерения или станете в "хвост" и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства и никаких "чужих" мнений на этот счет вы не приемлете?
14. Услыхав где-то в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Оценка ответов.
Теперь оцените ваши ответы: "да" — 2 очка; "иногда" — 1 очко; "нет" — 0. Просуммируйте свои очки. Результаты.
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти "переломить" особенности характера. Разве не бывает, что при каком-то сильном увлечении вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, помните об этом.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы, отстаиваете свою точку зрения спокойно. Без переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, рубаха-парень. (Может быть, покажется странным, но это определение можно отнести и к представительницам слабого пола.) Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя "в своей тарелке". Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой же причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой. Прежде всего воспитайте в себе терпение и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.
ТЕСТ 19.УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста соответственно предложенным вариантам ответов. Оцените ваши ответы в очках согласно цене каждого, которая предлагается в конце теста. Просуммируйте набранные вами очки по совокупности всех ответов. В соответствии с вашей суммой очков оцените ваш уровень как слушателя.
На вопросы отвечайте "почти всегда" или "в большинстве случаев", или "иногда", или "редко", или "почти никогда".
1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема вам не интересна?
2. Может ли неудачное выражение спровоцировать вас на грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
4. Избегаете ли вступать в беседу с малознакомым человеком, даже если он стремится к этому?
5. Имеете ли привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете о другом?
7. Меняются ли ваш тон и выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся "щекотливого" для вас вопроса?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные термины?
10. Может ли у вас быть снисходительным тон, с оттенком пренебрежения в общении? Ответы оцениваются так:
"почти всегда" — 2 очка, "в большинстве случаев" — 4 очка, "иногда" — 6 очков, "редко" — 8 очков, "почти никогда" — 10 очков. Если вы набрали:
менее 54 очков — вы плохо слушаете то, что вам говорят; 54-62 очка — вы относитесь к среднему уровню слушателей; более 62 очков — вы слушатель выше среднего уровня.
ТЕСТ 20.УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ГОВОРИТЬ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ?
Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, используя варианты ответов "да" или " нет". Оцените ваши ответы в соответствии с ценой каждого варианта. Просуммируйте набранные вами очки по совокупности ответов. Определите уровень вашего умения говорить согласно набранной вами сумме очков.
1. Нуждаетесь ли в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Чувствуете ли себя после выступления "выжатым", ощущаете ли резкое падение трудоспособности?
3. Всегда ли одинаково начинаете выступления?
4. Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя?
5. Приходите ли задолго до начала выступления?
6. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?
7. Стремитесь ли говорить строго по намеченному плану?
8. Любите ли во время выступления двигаться?
9. Отвечаете ли на записки по ходу их поступления, не группируя их? 10. Успеваете ли во время выступления пошутить?
При ответе "да" засчитайте себе 2 очка, при ответе "нет" — 0. Если вы набрали:
11 очков и более — вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей;
менее 11 очков — вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.
ТЕСТ 21.ОРГАНИЗОВАННЫИ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и сможет побудить к постижению секретов самоорганизации, выработке организационных навыков и привычек.
После прочтения каждого вопроса выберите вариант ответа. Затем пользуясь ключом, который помещен в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вами вариантов ответов. Сложите оценки и сумму соотнесите с оценкой результатов, приведенной после ключа к тесту. 1. Имеются ли у вас главные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь?
A. У меня есть такие цели.
Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива?
B. У меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению. Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот и т. д.?
A. Да.
Б. Нет.
B. Не могу сказать ни "да", ни "нет", так как держу главные дела в голове, а план на текущий день — в голове или на листе бумаги.
Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник,
но потом понял, что это ничего не дает. Д. Составлять планы — это игра в организованность.
3. "Отчитываете"ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
А."Отчитываю" в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.
Б."Отчитываю", несмотря ни на какие субъективные и объективные причины.
В. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще "отчитывать" самого себя?
Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а что не удалось — выполню, может быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т. д.?
A. Я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, имен. Если понадобится номер телефона, то я обязательно найду его.
Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их "эксплуатирую". При переписывании телефонов стараюсь все сделать "по науке", однако потом вновь сбиваюсь на произвольную запись.
B. Записи телефонов, фамилий, имен веду "почерком настроения". Считаю, что были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице записано, прямо или криво не имеет особого значения.
Г. Используя общепринятую систему, в соответствии с алфавитом записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).
5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей?
А. Каждая вещь лежит где попало.
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место.
В. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т. д.
Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?
A. Могу сказать о потерянном времени.
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.
B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, я бы считал его.
Г. Не только хорошо представляю где, сколько и почему было напрасно потеряно времени, но и изыскиваю возможности сокращать потери в подобных ситуациях.
7. Каковы ваши действия, когда на совещании или собрании начинается "переливание из пустого в порожнее"?
А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.
Б. На любом совещании или собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. В чередовании того и другого проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать.
8. Погружаюсь в "небытие".
Г. Начинаю заниматься делами, которые взял с собой, предвидя "переливание из пустого в порожнее".
8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Придаете ли вы значение не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
А. Уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять только приблизительно. Если доклад интересен, следует давать время, чтобы его закончить.
Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
A. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.).
Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
B. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь. Г. Стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб вы используете?
A. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.
Б. Фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. "Мелочь" пытаюсь запомнить. Если забываю о " мелочи", то не считаю это недостатком.
B. Стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня.
Г. Придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Точно ли вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
A. Прихожу раньше на 5-7 минут.
Б. Прихожу вовремя, к началу собрания, заседания, совещания.
B. Как правило, опаздываю.
Г. Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя. Д. Если бы было издано пособие "Как не опаздывать", то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
A. Считаю, что своевременность выполнения — это один из важных показателей умения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне всегда кое-что не удается выполнить вовремя.
Б. Своевременность выполнения — это "зверь", который может "укусить" именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.
B. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
Г. Своевременно выполнять задание или поручение — это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.
13. Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести?
А. Сообщу человеку об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное.
Б. Постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное.
В. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, не выполню — тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал(а) своих обещаний.
Г. Ничего не буду обещать человеку. Выполню обещанное во что бы то ни стало.
Номер вопроса | Баллы за вариант ответа | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | 4 | 0 | 6 | 2 | - |
2 | 6 | 0 | 3 | 0 | 0 |
3 | 4 | 6 | 0 | 0 | - |
4 | 0 | 0 | 0 | 6 | - |
5 | 0 | 6 | 0 | 0 | - |
6 | 2 | 1 | 0 | 6 | - |
7 | 3 | 0 | 0 | 6 | - |
8 | 2 | 6 | - | - | - |
9 | 3 | 0 | 0 | 6 | - |
10 | 6 | 1 | 1 | 0 | - |
11 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 |
12 | 3 | 0 | 6 | 0 | - |
13 | 2 | 0 | 0 | 6 | - |
Оценка результатов.
От 72 до 78 баллов. Вы — организованный человек. Единственное, что можно посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
От 63 до 71 балла. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые призывают организацию "под ружье" в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательнее присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.
Менее 63 баллов. Ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. Вы увидите то, о чем и не подозревали. Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, иметь силу воли и напористость.
Created/Updated: 25.05.2018