special

Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.

ТЕСТ 14. АГРЕССИВНЫ ЛИ ВЫ?

Агрессивность, которая, по сути, есть не что иное, как сознательное стремление нанести вред ближнему, — это черта характера, которая, к сожалению, в той или иной степени присуща многим из нас, и мы проявляем ее в различных ситуациях. Агрессивность можно считать дочерью гнева. Если вы хотите знать, насколько серьезным элементом вашей натуры она является, примите участие в нашем тесте. Может быть, вы узнаете о себе нечто новое. И, может быть, это поможет вам лучше владеть собой.

Для этого ответьте "да" или "нет" на предложенные вопросы.

1. Легко ли вы выходите из терпения? Да. Нет.

2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой? Да. Нет.

3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?

Да. Нет.

4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

Да. Нет.

5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим? Да. Нет.

6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях? Да. Нет.

7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

Да. Нет.

8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

Да. Нет.

9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

Да. Нет.

10. Бываете ли вы неприятны для окружающих? Да. Нет.

11. Часто ли вы наказываете детей, если они этого заслуживают? Да. Нет.

12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно? Да. Нет.

13. Впадали ли вы когда-нибудь в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет? Да. Нет.

Теперь подсчитаем баллы. Каждый ответ "да" — 5 баллов, " нет" — 0 баллов.

От 65 до 25 баллов. Вы явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Вы можете даже сами не подозревать, что высказывание правды в глаза часто означает лишь проявление вашей агрессивности. Так же, как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте, так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?

От 24 до 20 баллов. Вы не склонны к агрессивным импульсам по отношению к окружающим, хотя мягким или нерешительным человеком вас не назовешь. Вы контролируете свое поведение, в высказываниях о других сдержанны и стараетесь быть объективным, избегаете ситуаций, в которых есть риск быть неправильно понятым. Такое поведение вызывает уважение окружающих и предостерегает других от проявления к вам агрессивности.

19 баллов и менее. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, доброту, справедливость и любовь как факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Правда, вам не дано легко привлекать других к реализации собственных целей. А ваше умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессивности других. Не позволяйте садиться вам на шею!

ТЕСТ 15.КОНФЛИКТНЫЙ ЛИ У ВАС ХАРАКТЕР?

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа: "а", "б" или "в". Оцените каждый из ваших ответов в очках в соответствии с их ценой, данной в конце теста. Просуммируйте количество набранных вами очков за все ответы и определите группу, в которую они попали. Внимательно ознакомьтесь с оценкой уровня конфликтности вашего характера в описании, которое дано в соответствующей группе согласно сумме набранных вами очков.

На каждый вопрос выбирайте один ответ.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:

а) не вмешиваетесь;

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего;

в) всегда вмешиваетесь.

2. На собрании вы критикуете руководство за ошибки:

а) нет;

б) в зависимости от личного отношения к нему;

в) всегда.

3. Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется;

в) нет.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается;

б) да, но только по принципиальным вопросам;

в) да, со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается "пролезть" впереди вас без очереди. Что вы делаете:

а) считая, что вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения;

б) скажете о его плюсах и предложите дать возможность опробовать идею;

в) будете только критиковать.

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономить, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку;

б) что эта вещь безвкусна;

в) поссоритесь с ней.

8. Встречая подростков, которые ругаются и курят, как вы реагируете:

а) не вмешиваетесь;

б) делаете им замечание;

в) если это происходит в общественном месте, то отчитываете их.

9. Заметив в ресторане, что вас обсчитывает официант, вы:

а) не даете ему чаевых, которые приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устраиваете скандал.

10. Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняет свои обязанности. Возмущает ли это вас:

а) да, но вы не высказываетесь;

б) жалуетесь на нее;

в) вымещаете недовольство на младшем персонале.

11. Вы спорите с вашим сыном (дочерью)-подростком и убеждаетесь, что он(она) прав(ва). Признаете ли вы свою ошибку:

а) да;

б) нет;

в) какой же у вас авторитет, если признаетесь, что не правы?

Оцените ваши ответы: "а" — 4 очка, "б" — 2 очка, "в" — 0 очков. Если вы набрали:

10-14 очков. Вы ищете повод для споров, большая часть которых мелочна. Любите критиковать только когда это выгодно вам. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности.

15-29 очков. О вас говорят, что вы — конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные и личные отношения.

30-44 очка. Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть, вы ее требуете от других?

ТЕСТ 16.ОЦЕНКА УРОВНЯ ВАШЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ1

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав один из предлагаемых вариантов ответа: "а", "б" или "в". Оцените каждый из ваших ответов в соответствии с ценой, указанной в таблице в конце теста. Просуммируйте баллы, набранные вами за все вопросы, и сопоставьте с предлагаемыми в таблице уровнями суммарного количества баллов. В соответствии с этим определите ваш уровень развития конфликтности — от 1 до 9. В заключение ознакомьтесь с проявлениями конфликтности в поведении и советами, как их преодолевать.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других:

а) нет;

б) когда как;

в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

3. Кто вы в большей степени:

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

Приводится по: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще бы советовался с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно:

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

9. Из трех личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпимость к критике других.

10. Участвуя в совместной работе с коллегами, какую роль вы на себя берете:

а) критика;

б) лидера;

в) генератора идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья:

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться:

а) несправедливостью;

б) бюрократизмом;

в) эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно: а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности достаточно объективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:

а) излишняя инициативность;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

Номер вопроса

Оценочный балл за вариант ответа

Суммарное

количество

баллов

Уровень развития конфликтности

1

а) 1

б) 2

в) 3

14-17

1 — очень низкий

2

а) 3

б) 2

в) 1

18-20

2 — низкий

3

а) 1

б) 3

в) 2

21-23

3 — ниже среднего

4

а) 3

б) 2

в) 1

24-26

4 — чуть ниже среднего

5

а) 3

б) 2

в) 1

27-29

5 — средний

6

а) 2

б) 3

в) 1

30-32

6 — чуть выше среднего

7

а) 3

б) 2

в) 1

33-35

7 — выше среднего

8

а) 3

б) 2

в) 1

36-38

8 — высокий

9

а) 2

б) 1

в) 3

39-40

9 — очень высокий

10

а) 3

б) 1

в) 2

 

 

11

а) 2

б) 1

в) 3

 

 

12

а) 3

б) 2

в) 1

 

 

13

а) 2

б) 1

в) 3

 

 

14

а) 1

б) 2

в) 3

 

 

А теперь проанализируем более подробно, какие качества характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности.

Обобщение результатов исследований психологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показывают, что к таким качествам и особенностям относятся:

• стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;

• желание быть настолько "принципиальным", что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

• излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях, как известно, также не всем нравится;

• критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная, не только раздражает, но часто просто порождает конфликт;

• плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта;

• консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии, с неизбежностью приводят к конфликту;

^ стремление сказать правду в глаза. Иногда бесцеремонное вмешательство в личную жизнь также создает сложную, порой драматичную, ситуацию;

• стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать "все, что хочу" и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит неминуемым конфликтом;

^ быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, это уже раздражает;

• несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека вызывают, как правило, негативную реакцию;

• инициатива, особенно творческая, это хорошо, но когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию. Исходя из сказанного сформулируем несколько правил поведения, направленных на то, чтобы преодолеть в себе негативные качества характера и поведения.

Правила поведения для конфликтных людей

1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте.

5. Чаще улыбайтесь. Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до разумного предела.

7. Сказать правду тоже надо уметь.

8. Будьте независимы, но не самоуверенны.

9. Не превращайте настойчивость в назойливость.

10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

11. Не переоценивайте своих способностей и возможностей.

12. Не проявляйте инициативы там, где в ней не нуждаются.

ИНТЕЛЛЕКТ

Понятие "интеллект" (от лат. Intellectus — разумение, понимание, постижение) означает относительно устойчивую структуру умственных способностей индивида. В разных психологических концепциях интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью адаптации к различным обстоятельствам жизни.

Основной инструмент интеллекта — мышление как процесс познавательной деятельности человека, установление связей и отношений между познаваемыми объектами.

К важнейшим характеристикам интеллекта обычно относятся1:

глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать их причины, глубинные закономерности;

критичность — объективная оценка предметов и явлений, желание подвергать сомнению гипотезы и решения;

гибкость — способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе противоположную собственной;

широта ума — способность видеть проблему широко, во взаимосвязи с другими явлениями;

быстрота — скорость решения задач, способность продуцировать много идей;

оригинальность — способность продуцировать новые идеи, отличные от общепринятых взглядов;

пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение.

Используя эти характеристики в качестве критериев, вы можете поразмышлять об особенностях вашего интеллекта, опираясь при этом на перечисленные ниже вопросы.

Не довольствуетесь ли вы поверхностным восприятием действительности? Как легко отказываетесь от ошибочных идей? Умеете ли вы изобретать варианты? (В США кандидатам на руководящую должность предлагают придумать не менее 50 способов использования карандаша, стакана или другого привычного предмета. Попробуйте.) Замечаете ли вы у себя "топтание" или "зацикливание" мысли? Нет ли у вас лености ума, стойкого нежелания мыслить, боязни

См.: Литвинцева Н. А. Указ. соч. — С. 122—123.

собственных идей? Решая задачу, вы смотрите на нее " свежим" взглядом или вспоминаете прошлый опыт и советы авторитетов? Быстро ли вы соображаете? Остроумны ли?

Сопоставьте, пожалуйста, итоги ваших размышлений с результатами предлагаемого далее теста.



 

Created/Updated: 25.05.2018