- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П. |
Теория и практика самоменеджмента - Лукашевич Н.П.
1.2.8 ПОВЕДЕНИЕ
Продолжая комплектование "пакета" концептуальных идей для теоретического обоснования самоменеджмента деловой карьеры, рассмотрим идею, объясняющую " карьерное" поведение работника. Системное понимание человека при этом является основой для системного подхода к его поведению и деятельности, в том числе для описания его деловой карьеры. Иначе говоря, идея человека как биопсихосоциальной системы вполне пригодна для включения ее в "пакет" концепции деловой карьеры.
Поведение и деятельность человека при системно-структурном подходе выступают как результат взаимодействия всех пяти указанных уровней системы, направленного на сохранение целостности и жизненности системы. Поскольку человек — это открытая социально интегрированная система, то его поведение следует рассматривать как определяемое природно-социальной средой, а также сущностью связей, отношений и состояний в системе "человек — среда".
В основе поведения человека как системы лежит адаптивный механизм поддержания динамического равновесия системы "человек — среда", которое нарушается из-за изменений в каждой из подсистем — "человек" и "среда". Направленность поведения и деятельность человека в сторону поддержания равновесия со средой обусловлены стремлением сохранения его как живой системы. Иными словами, всякое поведение человека обусловлено и направлено на сохранение и обеспечение его жизни. В таком контексте следует рассматривать и его "карьерное" поведение. Ведь каждая ступенька деловой карьеры — это достижение очередного успеха, делающего жизнь лучше, обеспеченней, комфортней, содержательней, интересней и т. п. При этом деловая карьера выступает как один из видов жизнеобеспечивающей деятельности, то есть носит существенно важный для выживания человека характер.
Согласно изложенным принципам системного подхода к деятельности всякий поведенческий акт человека носит адаптивный характер и осуществляется по схеме сложного спиралевидного цикла, включающего в себя последовательный ряд звеньев, сменяющих друг друга1:
1. Обмен веществом, энергией, информацией — главный атрибут жизни, основное условие сохранения равновесия в системе "человек — среда". Равновесие в подсистеме " человек — деловая среда" на очередной ступеньке делового успеха является исходной позицией для начала "карьерной" деятельности. В состоянии динамического равновесия на человека воздействует поток разнообразных внешних раздражителей, но их сила недостаточна для нарушения гомеостаза (внутреннего равновесия) системы "человек". В организме идет нормальный обмен веществом, энергией, информацией, нормально функционируют все органы и системы, но в этот момент человек не совершает целенаправленной деятельности для изменения своего делового статуса.
2. Объективными критериями равновесия служат жизненно важные контакты, характеризующие обмен веществом и энергией с деловой сферой, а также все формы обмена информацией между человеком и деловой средой. Константы равновесия (достигнутый успех, удовлетворенность) являются индикаторами нормальной жизнедеятельности подсистемы, свидетельствуют о достигнутом успехе.
3. Отклонение от констант равновесия информирует о его нарушении в силу воздействия на человека как внутренних, так и внешних факторов, особенно последних. Отклонение сопровождается потоком первых импульсов в центральную нервную систему, в том числе в кору головного мозга.
4. Субъективно эти сигналы воспринимаются человеком в форме ощущений, восприятий и представлений, свидетельствующих о воздействии внешних факторов. Сигналы представляют собой систему оповещения о меняющихся условиях деловой среды или изменениях в "самочувствии" человека.
5. На всякое жизненно значимое отклонение от равновесия человек реагирует своим поведением. В этом участвуют все механизмы
1 См.: Хомич И. И. Человек — живая система: Естественнонаучный и философский анализ. — Минск: Беларусь, 1989. — С. 70—94; 248—261.
жизнеобеспечения начиная от раздражимости и заканчивая сознанием. Формируется соответствующая потребность в достижении успеха — состояние внутренней готовности человека к деятельности, направленной на восстановление равновесия в подсистеме "человек — деловая среда". Потребность дает о себе знать в виде устойчивого субъективно осознанного переживания нужды. Потребность предшествует мотивации.
6. Мотивация, формирование цели и принятие решений — интеграция, сверка готовности всех рабочих систем и подача команды к действию. Мотивация охватывает только те действия, в которых реализация потребности требует участия сознания. На этой основе в поведении человека выделяются две формы: сознательная и подсознательная (инстинктивная).
7. Деятельность, поведение — строго скоординированная система действий человека, направленных на достижение объекта, который должен удовлетворять потребность, в данном случае — потребность в достижении успеха. Наряду с удовлетворением разнообразных других потребностей эта деятельность нацелена на конечный результат функционирования человека как многоуровневой живой системы, на сохранение и обеспечение его жизни.
8. Удовлетворение потребности в достижении успеха, вызвавшей рассогласование в равновесии подсистемы. Деятельность по удовлетворению потребностей направлена на восстановление динамического равновесия в условиях новой деловой ситуации.
9. Завершение цикла — восстановление в подсистеме нарушенного равновесия. Удовлетворение потребности ведет к нормализации соотношений между внешней и внутренней средами человека и сопровождается возвратом к первоначальной активности мотивационных центров. Субъективно человек испытывает при этом положительные эмоции и общую успокоенность.
10. Временный покой. Из состояния активности, связанной с удовлетворением данной потребности, человек переходит в состояние относительного покоя. Этот период бывает различным. После удовлетворения одной из потребностей может актуализироваться другая, и человек сразу приступает к ее реализации. Но возможны и паузы. Однако удовлетворение одной и той же потребности повторно требует обязательного перерыва или отдыха.
11. Начало нового витка "жизненной спирали" — удовлетворение очередной актуализировавшейся потребности. Практически человек, удовлетворив одну потребность, тут же приступает к удовлетворению другой, а может удовлетворять их параллельно. Однако и в том, и в другом случае удовлетворение каждой потребности образует очередной виток в спирали жизнедеятельности человека. Как видим, подход к человеку как живой многоуровневой социализированной открытой системе может служить теоретической основой и для описания "карьерного" поведения человека. Новая ступенька деловой карьеры, новая трудовая ситуация нарушает равновесие подсистемы " человек — деловая среда" и актуализирует адаптивную потребность-нужду в восстановлении равновесия. Мотивируется адаптивное поведение человека, направленное на освоение новой трудовой ситуации и достижение в ней успеха. Восстановление равновесия в результате адаптации, достигнутый при этом успех прибавляют индивиду социального опыта, увеличивают его адаптивный потенциал, развивают индивид как личность.
Таким образом, адаптивно-развивающий механизм деятельности человека может быть использован для описания "карьерного" поведения, в частности для объяснения механизма "освоения" делового продвижения.
Основными регуляторами поведения, деятельности и жизни человека являются потребности, эмоции, воля, характер, способности и сознание. Каждый компонент выполняет свойственную ему функцию в системе регулирования "карьерного" поведения человека.
Потребности являются внутренним естественным источником всех видов деятельности, в том числе и в деловой сфере.
Потребности формируются под воздействием таких факторов:
субъект — личность;
объект (то, в чем человек может испытывать нужду); взаимодействие субъекта с объектом потребности; адекватная ситуация, в которой наиболее легко формируется та или иная потребность;
подкрепление (конечный результат, успех, который человек получает по удовлетворении потребности).
Знание этих компонентов, процесса их возникновения и умение управлять мотивацией позволяют влиять на "карьерное" поведение.
Эмоции — форма реагирования на изменения внешней и внутренней сред через переживания. Они мобилизуют энергетические возможности организма на выполнение задач и способствуют тем самым более быстрому удовлетворению потребности в достижении успеха.
Воля — мобилизует, организует и направляет все механизмы жизнеобеспечения на преодоление препятствий и трудностей, стоящих на пути к успеху.
Способности — обусловливают успех деятельности, определяют уровень возможных достижений человека в различных видах деятельности.
Сознание — интегрированная система психических функций человека. Включает ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь. Взаимодействие всех компонентов сознания и всех психических функций создает интегрированную систему, которая формирует цели, указывает пути, способы, средства, методы и формы реализации потребности в достижении успеха.
Таким образом, все компоненты личности, регулирующие "карьерное" поведение, выполняя разные функции, работают в одном направлении — способствуют успешному и быстрому удовлетворению возникшей потребности в достижении успеха. К достоинствам системного подхода к поведению человека, имеющим ценность для нашей концепции, можно отнести:
1) возможность учета воздействия на поведение окружающей природной и социальной сред;
2) возможность рассматривать в единстве биологические, психические и социальные механизмы поведения человека;
3) ориентацию на сохранение и обеспечение жизни человека-системы как ее конечной цели, вокруг которой интегрированы все функции взаимодействующих элементов системы, в том числе и подсистемы "человек — деловая сфера";
4) возможность опоры в достижении карьеры на всю совокупность компонентов личности, регулирующих ее поведение.
РЕЗЮМЕ
1. Концепция самоменеджмента должна раскрывать внутренние механизмы процесса деловой карьеры, объяснять его мотивацию, движущие силы. Из-за сложности и многогранности явления деловой карьеры концепция может быть представлена в виде теоретического "пакета" — совокупности теорий и идей.
2. Адаптивно-развивающая концепция самоменеджмента основана на следующих идеях:
• идее успеха как цели и мотива карьеры;
• идее человека как живой биопсихосоциальной, открытой, многоуровневой системы, нацеленной на свое жизнеобеспечение;
идее социологического моделирования;
теории типов личности (К. Юнг) в сочетании с методикой их выявления (ТАРТ);
идее адаптивно-развивающего механизма "карьерного" поведения работника.
3. Достоинствами адаптивно-развивающей концепции являются:
интеграция идей;
системность;
возможность использования тестовых методов для самооценки; органическая связь с центральной функцией человека — собственным жизнеобеспечением.
Created/Updated: 25.05.2018