- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Организация производства - Курочкин А.С. |
Организация производства - Курочкин А.С.
3.4. Организация транспортного и складского обслуживания производства
Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
Деятельность современного промышленного предприятия требует повседневного перемещения большого объема грузов. Поэтому бесперебойная работа транспортного хозяйства играет важную роль в высокопроизводительном функционировании основного производства.
Работа, которую выполняет транспортное хозяйство, т. е. транспортная работа, заключается в перемещении грузов. Эту работу можно объединить по группам:
• доставка топлива, сырья, материалов, полуфабрикатов и оборудования;
• выгрузка грузов;
• дальнейшая транспортировка грузов к местам хранения;
• транспортировка внутри складов и обслуживание складского хозяйства;
• доставка грузов со складов к местам потребления и переработки;
• транспортировка грузов между цехами и внутри них;
• транспортировка новых изделий к месту погрузки;
• погрузка готовой продукции (иногда доставка ее непосредственно потребителю);
• погрузка и транспортировка отходов производства;
• вывоз мусора и шлака.
Перечислим основные функции транспорта независимо от вида:
• перевозка грузов;
• погрузка и разгрузка;
• экспедиционные работы.
Перечисленные функции как внутри предприятия, так и за его пределами осуществляет транспортное хозяйство предприятия, к основным задачам которого относятся:
• передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;
• эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;
• механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-раз-грузочных операций;
• снижение себестоимости транспортных операций;
• обеспечение строгой согласованности транспортных операций с требованиями технологического процесса производства;
• постоянное поддержание транспортных и погрузочно-разгрузоч-ных средств в исправном состоянии.
Уровень функционирования транспортного хозяйства существенно влияет на важнейшие показатели деятельности предприятия: 30—40 % общей численности вспомогательных рабочих занято на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях, затраты на которые составляют 5-8 % себестоимости выпускаемой продукции. Рациональная организация таких операций способствует ритмичности производственного процесса, сокращению его длительности, повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Промышленные предприятия используют различные транспортные средства. Их состав зависит от масштабов, типа производства, выпускаемой продукции, технологии и расположения цехов, степени переработки сырья и т. п. В связи с этим в составе транспортного хозяйства крупного промышленного предприятия могут быть такие цеха (участки): железнодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно-разгрузочный и др. Кроме того, производственные подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутритехно-логический транспорт.
Транспорт на промышленном предприятии подразделяется так:
• по виду и назначению — железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный, механический, трубопроводный, пневматический и др.;
• по характеру действия — периодического и непрерывного действия;
• по видам выполняемых работ — межцеховой, выполняющий операции по перевозке грузов на территории предприятия между цехами и складскими помещениями; внутрицеховой, обеспечивающий перемещение предметов труда между рабочими местами, аппаратами по ходу технологического процесса; для внешних перевозок, т. е. для перевозки грузов от внешних поставщиков и вывоза готовой продукции потребителям на железнодорожные станции, порты и др.
Кроме того, к внутренним относятся транспортные средства для перемещения грузов в горизонтальном и вертикальном направлениях:
• стационарные транспортные устройства;
• передвижные транспортные средства.
К стационарным относятся транспортные устройства, с помощью которых продукты производства перемещаются по горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям (конвейеры, трубопроводы, транспортеры). Такие устройства потребляют мало энергии, отличаются малыми затратами на обслуживание, надежны и безопасны.
К передвижным относятся транспортные средства, которые выполняют либо вертикальную транспортировку (подъемники), либо горизонтальное перемещение (тележки, электрокары, автопогрузчики, автомобили и др.).
Все чаще на промышленных предприятиях применяют транспортные средства без водителя (безлюдные) и с дистанционным управлением.
Безлюдные транспортные системы хорошо подходят для рационализации логистических функций и могут использоваться как на частично механизированных, так и на полностью автоматизированных производствах. Совершенствование технологии и связь с центральной компьютерной системой обеспечивают их экономичность, большую гибкость и высокую степень использования.
Безлюдные транспортные системы могут выполняться в виде тележек с собственным приводом и использоваться для внутрипроизводственного перемещения (запрограммированного или дистанционно управляемого) грузов.
Организация транспортного обслуживания производства
Организация транспортного обслуживания производства - это система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства, а также на улучшение его качественных показателей.
Для того чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, необходимо изучить грузооборот предприятия в целом и его отдельные грузовые потоки, а также ознакомиться с характером грузов и путями их транспортирования.
Грузооборот (общий) представляет собой суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (сутки, месяц, квартал, год). Различают внешний и внутренний грузооборот.
Общий грузооборот за расчетный период (Ж), т,
Ж = Жв + Жз,
где Жв , Жз — грузооборот соответственно внешний и внутризаводской.
Внешний грузооборот предполагает доставку материальных ресурсов на предприятие и вывоз из него готовой продукции. Рассчитывается такой грузооборот на основе договоров, заключенных с поставщиками и потребителями.
Внутренний грузооборот предусматривает перемещение грузов внутри предприятия; рассчитывается на основе утвержденных плановых заданий по выпуску продукции.
Расчет грузооборота оформляется в виде "матричной" ведомости, в которой указываются отправители и получатели грузов по видам грузооборота (отдельно внешний и внутренний) (табл. 19).
Грузовой поток — это количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузоч-ными пунктами. Рассчитываются грузопотоки, как правило, по ходу технологического процесса. В основу их расчета принимаются планы производственных цехов по выработке продукции за смену.
Таблица 19
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГРУЗООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ (пример условный) тыс. т
Отправитель | Получатель |
|||||
Склад материа- лов |
Заготови- тельный цех |
Механи- ческий цех |
Сбороч- ный цех |
Склад готовой продукции |
Всего отправ- лено |
|
Склад материалов |
|
400 |
100 |
50 |
— |
550 |
Заготовительный цех |
50 |
|
350 |
|
|
400 |
Механический цех |
50 |
|
|
400 |
|
450 |
Сборочный цех |
|
|
|
|
450 |
450 |
Склад готовой продукции |
|
|
|
|
|
|
Итого |
100 |
400 |
450 |
450 |
450 |
1850 |
Грузопотоки являются базой для выбора наиболее целесообразного транспортного средства и разработки комплексной технологии перемещения грузов на предприятии. Комплексная технология должна учитывать неравномерность грузопотоков на основе маршрутизации перевозок сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Для большей информативности грузопотоки оформляются на генплане предприятия в масштабе. Линии, характеризующие потоки различных грузов, наносятся разными цветами (знаками, штриховкой). На схеме грузопотоков указываются также расстояния между грузопункта-ми, для чего предварительно составляется соответствующая таблица.
На основе анализа существующих грузопотоков устанавливают необходимость их корректировки, возможность (а в отдельных случаях и необходимость) перепланировки участков для сокращения грузопотоков, устранения лишних перевалок, использования непрерывных транспортных средств. Необходимо обратить внимание на расположение таких участков, как упаковочные, расфасовочные и складские.
В соответствии с грузооборотом и грузопотоками рассчитываются потребность в транспортных средствах по видам, численность транспортных рабочих, их производительность труда и фонд заработной платы, себестоимость транспортных работ и объем погрузочно-разгру-зочных работ.
Виды транспортных средств и потребность в них устанавливаются на основе изучения внутризаводских грузопотоков — количества груза (в тоннах, кубометрах, штуках и т. д.), перемещаемого за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки) в определенном направлении между пунктами погрузки и разгрузки. Для большинства предприятий характерны нестабильные, изменяющиеся по дням грузопотоки, что связано с изменениями структуры производственной программы, различной материалоемкостью изделий, разовым характером перевозок. Поэтому потребность в транспортных средствах прерывного действия определяется по среднесуточному грузообороту (грузопотоку) с учетом возможной неравномерности грузооборота.
Потребность в транспортных средствах рассчитывается по следующей схеме.
1. Устанавливается количество груза (в тоннах, штуках и т. п.), которое в среднем перевозит единица транспортных средств за смену (отдельно для автомашин различных марок, авто- и электропогрузчиков, электрокар, тракторов с прицепами).
2. За единицу принимается количество груза, перевозимое автомобилем марки ГАЗ-3501. С учетом этого количества выводятся переводные коэффициенты для всех видов транспортных средств, имеющихся на предприятии.
3. Условная единица обозначается Жм. Необходимое количество транспортных средств (в условных единицах) определяется по формуле
где Кт — коэффициент потерь времени, учитывающий случайные задержки и время, необходимое для осмотра транспортных средств, Кт — 1,2; Жс — средний грузооборот в смену, т.
4. После расчета внешнего и внутреннего грузооборотов и определения вида транспортных средств, предпочтительных для условий конкретного предприятия, определяется потребность в каждом виде транспортных средств с использованием переводных коэффициентов.
При расчетах могут быть использованы и другие подходы. Например, могут рассчитываться такие данные:
• необходимый рабочий парк вагонов по каждому типу в отдельности ( А ваг):
где Жс в — количество груза, перевозимого в вагонах за сутки, т; Вв — время оборота состава за один полный рейс, ч,
Вп — время погрузки с учетом обработки вагонов, маневров, взвешивания и оформления, ч; Вх — время движения в обоих направлениях — от пункта погрузки до пункта выгрузки, ч; Вр — время разгрузки с учетом указанных операций;
• необходимый рабочий парк локомотивов по каждому виду работы ( А лок):
где Вл — время движения локомотива за полный оборот, ч; Вб — полезное время работы локомотива за сутки, включая экипировки и смены бригад, ч,
Ва — резервные пробеги локомотива при переходе с одного грузового пункта на другой;
• необходимое количество транспортных средств (А ):
где Жс — количество груза, подлежащее перевозке за сутки, т; Зз — коэффициент, учитывающий случайные задержки во времени, Зз = 1,1-1,2; Ар — количество рейсов за сутки; Зг — коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства, Зг = 0,7-0,85; Q — грузоподъемность транспортного средства.
Организация перевозок на предприятии должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков, а также организацию работ по стабильным графикам и маршрутам.
Перевозки грузов могут быть разовые, совершаемые по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутные, совершаемые по определенным направлениям и расписаниям (маршрутам).
Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, производительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.
Различают две основные системы маршрутов перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая система (рис. 22) предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:
• порожняком — маятники односторонний (рис. 22, а) и веерный (рис. 22, в);
• с грузом — двухсторонний маятник (рис. 22, б).
Рис. 22. Маятниковая система перевозки грузов
Кольцевая система (рис. 23) предполагает последовательную доставку грузов от одного пункта в другой с последующим возвращением транспорта в начальный пункт. Возможны также два варианта: возрастающий грузопоток (рис. 23, а), его еще называют сборочный маршрут, и затухающий (развозочный) грузопоток (рис. 23, б). При возрастающем грузопотоке начиная с пункта 2 груз постепенно увеличивается при последовательном прохождении транспорта через пункты кольца до разгрузки в конечном пункте 1. Отсюда транспорт следует в пункт 2 без груза (на рис. 23 показано штриховой линией). При затухающем грузопотоке транспорт с грузом обслуживает все пункты кольца и возвращается без груза к отправному пункту.
Рис. 23. Кольцевая система перевозки грузов
Система маршрутов выбирается в зависимости от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов мероприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производств, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, целесообразнее применять кольцевые маршруты, а на предприятиях с единичным и мелкосерийным производствами при небольшом количестве цехов — маятниковые.
Created/Updated: 25.05.2018