special

Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.

18. Материалы для аттестации и работы с резервом

18.1. Методика определения комплексной оценки личности руководителя

А. Критерии должностной инструкции современного руководителя

1. Должностные обязанности руководителя:

осуществлять руководство,

организовывать,

обеспечивать,

способствовать,

рассматривать,

утверждать,

принимать участие,

нести персональную ответственность.

2. Профессиональные требования к руководителю:

должен знать (как специалист, как руководитель), должен владеть (как специалист, как руководитель), должен иметь ясное представление (как специалист, как руководитель).

3. Квалификационные требования:

образование, специальность, стаж работы,

интеллектуальный уровень, кругозор.

4. Дополнительные условия:

порядок назначения, состояние здоровья, социально-бытовые условия.

Б. Критерии для оценки труда руководителя по результатам реализации своих функций в ходе стажировки и выполнения специальных производственных заданий

Руководитель должен уметь (или научиться) применительно к новым должностным обязанностям в конкретных условиях производства:

1. Прогнозировать.

2. Планировать.

3. Организовывать.

4. Координировать.

5. Регулировать.

6. Контролировать.

7. Учитывать.

8. Анализировать.

9. Оценивать (результаты труда, людей).

10. Активизировать.

11. Стимулировать (поддерживать).

12. Развивать, совершенствовать, внедрять.

13. Принимать решения.

14. Нести ответственность.

15. Разрешать конфликты.

16. Налаживать взаимоотношения, контакты.

17. Создавать морально-психологический климат.

18. Обеспечивать высокий научно-технический уровень выполнения работ.

19. Принимать нестандартные решения.

20. Применять новые достижения науки и техники.

В. Перечень вопросов для оценки основополагающих знаний, требуемых для любой руководящей должности

Руководитель должен знать:

— законодательные акты, определяющие основные направления экономического и социального развития;

— распорядительные документы вышестоящих органов и другие руководящие, методические и нормативные материалы по оперативному управлению производством;

— законодательство о предприятиях;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— основы менеджмента, производственной психологии, социологии и педагогики;

— перспективы развития предприятия и пути совершенствования управления предприятием;

— внешнеэкономические связи предприятия, формы кооперации, интеграции;

— формы отчетности предприятия перед вышестоящими хозяйственными органами;

— план социального развития коллектива, организация и практика жилищного и культурного строительства, общественного питания на предприятии;

— формы и методы работы с кадрами;

— характер и содержание труда руководителя; роль руководителя в управлении производством, научно-техническим прогрессом; социальные функции руководителя;

— стиль и методы руководства; моральные и материальные поощрения.

Г. Примерный перечень значимости

профессиональных качеств и навыков, которыми должен обладать руководитель в зависимости от занимаемой должности

(Составляется для прогноза перспективы правильного назначения)

Степень

Уровень управления предприятием

значимости качеств и навыков в порядке убывания

низовой (мастер, старший мастер, начальник участка)

средний (руководители цехов и отделов)

высший (директор, главный инженер, их заместители)

1.

Технологические

Умение сплачивать

Умение

 

навыки

подчиненных

прогнозировать

2.

Умение сплачивать подчиненных

Умение планировать

Умение сплачивать подчиненных

3.

Умение проявлять

Технологические

Умение идти

 

инициативу

навыки

на компромисс

4.

Умение идти

Умение идти

Умение привлекать

 

на компромисс

на компромисс

к себе людей

Степень значимости качеств и навыков в порядке убывания

Уровень управления предприятием

низовой (мастер, старший мастер, начальник участка)

средний (руководители цехов и отделов)

высший (директор, главный инженер, их заместители)

5. 6.

Умение планировать

Умение воспитывать подчиненных

Умение

прогнозировать

Умение творчески

рассуждать,

мыслить

Умение планировать

Умение быстро принимать

правильные решения

Д. Критерии оценки мотивов работника к осуществлению деловой карьеры

1. Наличие большой потенциальной возможности приносить пользу обществу.

2. Большая самостоятельность в принятии решений и их осуществлении, независимость.

3. Потребность в общественном признании своего труда.

4. Стремление к успеху.

5. Умение использовать престиж новой должности с целью самоутверждения.

6. Потребность в самовыражении через организаторскую деятельность.

7. Осознание своего общественного долга, своего истинного призвания.

8. Стремление к более творческому труду.

9. Потребность в выполнении более сложных профессиональных задач.

10. Стремление повысить профессиональную подготовку.

11. Желание иметь интересную работу.

12. Здоровое честолюбие, чувство соперничества.

13. Материальный интерес.

14. Служебный долг, осознание необходимости своей деятельности.

15. Развитие своих способностей и наклонностей.

16. Возможность улучшить жилищные условия.

17. Льготы и гарантии.

Е. Критерии оценки и прогнозирования стиля и методов руководства работника для успешного вхождения его в должность руководителя нового коллектива

1. Уметь советоваться с людьми.

2. Способствовать развитию хороших традиций.

3. Проявлять терпимость к слабостям людей, которые не сказываются отрицательно на работе, состоянии морально-психологического климата в коллективе.

4. Проявлять при оценке труда подчиненных объективную требовательность.

5. Устанавливать с подчиненными и коллегами доброжелательные взаимоотношения.

6. Устанавливать особенности социально-психологического настроя коллектива, выработать соответствующий стиль работы.

7. Не злоупотреблять властью.

8. Не поддаваться различным соблазнам, открывающимся с новой должностью.

9. Проявлять уважительное отношение ко всему хорошему, что сделано в коллективе предшествующим руководителем.

10. Оказывать посильную помощь подчиненным.

11. Проявлять общительность, стремление к взаимному сотрудничеству.

12. Стремиться в совершенстве овладеть новым для себя делом.

Ж. Критерии для оценки личностных черт изучаемого работника

1. Чувство общественного долга.

2. Решительность.

3. Принципиальность.

4. Настойчивость.

5. Целеустремленность.

6. Инициативность.

7. Работоспособность.

8. Организованность.

9. Выдержанность.

10. Дисциплинированность.

11. Справедливость.

12. Моральная воспитанность.

13. Новаторство.

14. Самостоятельность.

15. Ответственность.

16. Коммуникабельность.

17. Требовательность.

18. Коллективизм.

19. Организаторские способности.

Примечание к составлению модели руководителя

Комплекс перечисленных критериев является инструментом для анализа и обобщения данных, характеризующих результаты деятельности и личность руководителя на данном этапе его развития. Они позволяют сопоставить и сравнить следующие качества работника:

1) зафиксированные, проявленные им в работе (что умеет, знает, чем обладает);

2) требуемые по занимаемой должности (что должен уметь, знать, чем должен обладать);

3) прогнозируемые для планируемой должности (что уже умеет, знает, чем уже обладает).

Полученные ответы будут являться исходной моделью конкретного руководителя для научно обоснованного планирования его профессионального и служебного роста.



 

Created/Updated: 25.05.2018