- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В. |
Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.
13.3. Принципы и методы работы с резервом руководителей
Под резервом руководящих кадров понимают специально сформированную группу работников, которые по своим качествам соответствуют требованиям, предъявляемым к руководителям определенного ранга, прошедших аттестационный отбор, специальную управленческую подготовку и достигших положительных результатов в производственной деятельности. Работа с резервом кадров для выдвижения строится на определенных принципах и включает в себя несколько этапов.
Общими принципами работы с резервом руководителей являются такие:
• подбор кандидатов в состав резерва, осуществляющийся по их деловым и личностным качествам с целью решения задачи постоянного улучшения качественного состава руководителей;
• соблюдение возрастного и образовательного цензов кандидатов на выдвижение. Учитывая, что подготовка профессионального руководителя на базе высшей школы занимает 5—8 лет, а расцвет творческой деятельности человека наступает в 35—40 лет, возраст кандидатов в резерв для выдвижения в руководители среднего уровня управления не должен превышать 25—30 лет. Образование кандидата должно быть высшим и, как правило, соответствовать профилю будущей производственной деятельности;
• рациональное определение оптимальной структуры и состава резерва с учетом того, что на каждую руководящую должность необходимо иметь не менее двух-трех кандидатов;
• осуществление регулярного и систематического поиска кандидатов в резерв руководителей;
• гласность в организации работы с резервом для выдвижения. При принятии решения о зачислении кандидата в состав резерва
учитываются итоги производственной деятельности вверенного ему участка работы; выводы последней аттестации; результаты изучения работника путем личного общения, а также итоги исследований общественного мнения о кандидатах в руководители; результаты изучения личного дела; другие материалы, характеризующие деловые и личностные качества работника.
Применяются также практические методы подбора: назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу; замещение им отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска; стажировка и др. Методы подбора кандидатов в резерв схематически показаны на рис. 10.
Наиболее широко применяются такие методы:
• биографический, или изучения документов работника;
• получения произвольных устных и письменных характеристик, или "интервьюирования";
• обобщения независимых экспертных мнений;
• психологического тестирования и самооценки работника. Биографический метод наиболее простой; он состоит в изучении объективных показателей личности работника по его документам. Этот метод позволяет получить объективные данные, связанные с передвижением работника по должностям и профессиям, его образованием и другими показателями. Однако он дает неполную информацию об уровне развития личностно-деловых качеств работника.
Метод "интервьюирования" позволяет узнать новые сведения, однако предоставляет не объективные данные о человеке, а преломленные с учетом отношения работников, обеспечивающих получение необходимой информации. Это затрудняет получение представления о работнике с объективных позиций. Этот метод используется как основной в практике деятельности кадровых работников при подборе кандидатов в резерв на выдвижение. В процессе осуществления подбора кандидатов представители отдела кадров ведут длительные беседы с работниками разного уровня по заранее разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении как можно большей информации об изучаемом работнике с различных точек зрения и по разным направлениям его деятельности.
В последнее время широко применяются методы обобщения независимых суждений, или независимых экспертных мнений. В качестве экспертов используются работники предприятия, хорошо знающие изучаемого по совместной работе и имеющие независимые суждения. По специально разработанной анкете осуществляется опрос указанных работников, и полученная информация после соответствующей обработки используется в качестве дополнительного источника для принятия решения относительно профессионального движения работника.
И, наконец, для получения объективной информации о возможностях и способностях работника часто используется метод психологического тестирования, в процессе которого изучаются личностно-деловые качества работника. Применение метода тестирования требует особой предварительной подготовки и тестирующих, и тестируемых. Указанная работа проводится специалистами-психологами или социологами.
Изучение личностно-деловых качеств работников требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации кадровиков предполагают:
• умение использовать практически доступные методики осуществления тестирования работников или проведения опроса экспертов;
• умение обеспечить проведение инструктажа и выполнение подготовительной работы по проведению тестирования или опроса экспертов;
• способность создать систему накопления информационного фонда и его обработки для получения наглядных результатов деятельности кадровиков в получении информации о степени развития личностно-деловых качеств работника;
• умение совершенствовать систему работы с кадрами с целью повышения их творческой отдачи и развития способностей.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
При формировании резерва руководящих кадров необходимо определить базовые должности для каждой категории руководителей, а также источники комплектования резерва для выдвижения. Например, для замещения должности начальника участка базовой является должность мастера, должности начальника цеха — должность начальника участка и т. д.
Источниками резерва руководящих кадров являются:
• работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение;
• молодые специалисты, проявившие себя на практической работе;
• заместители руководителей разного ранга;
• работники предприятия (организации), оканчивающие высшие учебные заведения без отрыва от производства, и др. Структура резерва руководящих кадров определяется соответствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должностей, право назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой.
На производстве существуют следующие номенклатуры должностей руководящих работников: министра; генерального директора объединения; начальника комбината; директора предприятия и т. д. Руководитель определенного ранга включает в структуру резерва только те должности, право назначения на которые он имеет.
В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирование и подготовку резерва руководящих кадров. Так, в условиях промышленного предприятия начальник участка отвечает за качественный отбор, расстановку и использование специалистов на должностях мастеров; начальник цеха лично ответствен за своевременное и качественное замещение должностей начальников участков; директор завода несет ответственность за создание резерва начальников цехов и их заместителей. Непосредственную работу по планированию и организации формирования, подготовки и воспитания резерва руководящих кадров осуществляет заместитель руководителя организации (предприятия) по кадрам, а также кадровые службы.
Таким образом, работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров предусматривает такие этапы:
• организацию профессиональной ориентации студентов высших учебных заведений и работников предприятия на профессии сферы управления производством, развитие у них свойств, необходимых для освоения будущей профессиональной деятельности;
• сбор информации о кандидатах в резерв для выдвижения, составление развернутой характеристики на каждого кандидата;
• оценку качеств и определение пригодности кандидата к управленческой деятельности, отбор и зачисление кандидатов в состав резерва с учетом мнения трудовых коллективов.
ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Одним из важнейших направлений в работе с резервом руководящих кадров является организация их подготовки. По мере дальнейшего совершенствования механизма управления производством закономерно повышаются требования к профессиональной подготовке современного руководителя. Кроме базовой подготовки в высшем учебном заведении руководителю любого ранга необходимо еще приобрести дополнительные знания и навыки в области управленческой деятельности.
Установлены такие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность:
1) систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
2) участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;
3) краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
4) длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
5) стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;
6) обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;
7) переподготовка — получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах и отделениях вузов.
Выбор формы обучения кандидатов в резерв зависит от уровня их специального образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия (организации, отрасли) организовать учебу требуемой профессиональной направленности в соответствующей форме. Заключение о выборе формы обучения кандидатов в резерв дается отделом кадров с учетом выводов лаборатории профориентации и профотбора. При этом отдел кадров направляет в отдел подготовки кадров списки кандидатов на зачисление в резерв. Отдел подготовки кадров разрабатывает учебные программы и планы, устанавливает сроки обучения и организует учебный процесс.
Для подготовки резерва руководящих кадров кроме установленных видов обучения используются дополнительные формы: обучение в школах управления и бизнеса; учеба в системе соискательства ученых степеней; организация теоретических семинаров и семинаров по обмену опытом работы; привлечение работников, зачисленных в резерв, к преподавательской работе в системе повышения квалификации и др.
Основными формами подготовки резерва являются воспитание и обучение специалистов непосредственно на производстве путем:
• привлечения к разработке предложений по улучшению производственной деятельности организации (предприятия) в целом или по отдельным вопросам;
• направления в родственные организации (на предприятия) для изучения опыта работы;
• организации стажировки вновь назначенных руководящих работников у лучших руководителей организаций (предприятий) отрасли;
• привлечения к подготовке и участию в работе научно-технических советов, семинаров, совещаний, к выступлению с беседами, докладами, рефератами по технической, экономической и другой тематике. Важным звеном в подготовке будущих руководителей на уровне
предприятия, организации, региона являются школы резерва. Зачисление в них оформляется на предприятии приказом руководителя; возглавляет их, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляют учебно-курсовые комбинаты, отделы по подготовке кадров, а также социально-психологические службы.
Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника из состава резерва на руководящую должность должна предусматривать:
• наличие нескольких кандидатов на данную должность;
• оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;
• сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного;
• изучение и учет общественного мнения о каждом кандидате на выдвижение.
Завершением работы по формированию и подготовке резерва кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров выступает конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления.
Приложение
Форма 1
Список резерва кадров для выдвижения на должности (наименование управления, отдела)
Фамилия, имя, отчество | Занимаемая должность | Год рождения | Образование, когда и что окончил, квалификация и специальность | На какую должность рекомендуется | Когда зачислен в резерв, в т. ч. по рекоменд. аттест. комиссии | Отметка о выдвижении (когда и на какую должность) |
Начальник отдела, цеха
Форма 2
Карта работника, зачисленного в резерв
1. Временное замещение других должностей в период пребывания в резерве
п/п | На какую должность назначается (указать причину) | Время замещения должности | Оценка исполнения должностных обязанностей |
2. Повышение квалификации, включая стажировку
Дата | В какой должности | Формы, виды и место повышения квалифика- | Оценка результатов стажировки |
|
| ции, стажировки |
3. Выполнение заданий непосредственного руководства
Время | Краткое содержание задания, | Оценка выполнения, |
выполнения | поручения | рекомендации |
4. Дополнительные сведения, характеризующие деятельность работника
Дата | Содержание | Результаты | Замечания, пожелания |
5. Собеседование с работниками (в том числе по результатам аттестации) | |||
Дата | Краткое содержание | Результаты | Рекомендации |
Начальник отдела, цеха
Литература
1. Дрегайло А. А., Овчинников О. Б. Мастер в жизни производственного коллектива. — М.: Мысль, 1987.
2. Оценка кадров управления / Под ред. Г. X. Попова. — М.: Моск. рабочий, 1976.
3. Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. — М.: Высш. шк., 1991.
4. Рубан Г.С. Работа с кадрами на производстве. — К.: Тэхника, 1990.
5. Удалов Ф. Е. В одной должности — не более 7 лет // ЭКО. — 1988.— № 12.
6. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. — М.: Экономика, 1990.
7. Щёкин Г.В. Основы кадрового менеджмента. — К.: МЗУУП, 1993.
8. Щёкин Г.В. Практическая психология менеджмента. — К.: МЗУУП, 1993.
Created/Updated: 25.05.2018