- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В. |
Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: МИРОВОЙ ОПЫТ
В настоящее время издано огромное количество работ по теории организации и управления персоналом, однако большинство ученых склоняются к выводу, что ни одна из них не является универсальной [1, с. 3—16]. Вместе с тем успешное развитие экономики западных стран на протяжении длительного периода побудило специалистов внимательно изучать механизмы, обеспечивающие высокую эффективность производства в них, т. е. менеджмент.
В центре прогрессивных концепций управления находится человек, который рассматривается как наивысшая ценность. Исходя из этого современные системы управления нацеливаются на развитие разнообразных способностей работников с тем, чтобы они максимально использовались в процессе производства. Возрастание роли социальной составляющей производства обусловливает качественные изменения систем управления организациями, находит свое выражение в новых формах, методах и содержании кадрового менеджмента.
С точки зрения системного подхода современная производственная организация представляет собой сложную социотехническую систему, в которой выделяются материально-вещественный и человеческий (личностный) факторы развития производства. Работа с персоналом предопределяет успех в бизнесе и государственном секторе экономики. Человеческий фактор превратился в главный фактор производства, в связи с чем все более активно используется понятие "инвестиции в персонал". При этом эффективность использования кадрового потенциала организации зависит от сбалансированности ее основных компонентов — личностного и материального факторов производства.
В настоящее время персоналу организации свойствен высокий динамизм развития. Он проявляется не только в ускорении процесса обновления профессиональных знаний, умений и навыков, но и в неуклонном повышении роли профессионально важных и деловых качеств работников. Образование, квалификация и уровень развития профессионально важных качеств выступают сегодня основными качественными характеристиками персонала.
На практике эти характеристики не всегда соответствуют объективно необходимому уровню в конкретных условиях производства. Поэтому для сбалансированного формирования кадрового потенциала необходимо создать действенную систему управления персоналом, которая отвечала бы современному содержанию организации и мотивации труда [1].
1. Эволюция менеджмента
Многочисленные прогнозные исследования, проведенные западными специалистами, однозначно подтверждают, что в ближайшее десятилетие более или менее устойчивые позиции на рынке смогут занять только те компании, производственно-управленческий потенциал которых позволит им согласованно решать задачи, ранее считавшиеся практически взаимоисключающимися. Это предопределяет необходимость формирования новых подходов к управлению производством, так как традиционные (с ориентацией на валовые показатели массового производства, не обеспечивающие эффективного взаимодействия участников по горизонтали, не уделяющие достаточного внимания конечному потребителю) себя не оправдывают. Поэтому в настоящее время идет беспрецедентная ломка существующих стереотипов управленческого мышления.
В деловом мире приходят к пониманию того, что в период резкого обострения конкуренции на мировых рынках, расширения масштабов и частоты технологических, организационных и прочих нововведений преимущества получают фирмы, руководство которых быстрее других способно критически оценить состояние дел, преодолеть стереотипы эффективного в прошлом управления и разработать стратегию преобразования своих организаций.
"Рационалистические", "механические" и "тейлористские" подходы к управлению, пустившие глубокие корни в хозяйственной системе стран Запада, устаревают. Рост, усложнение и динамизм производственных связей, многовариантность решений при высоких темпах технологических и структурных сдвигов вызывают необходимость быстрой и гибкой переориентации производства и сбыта в условиях неопределенности, постоянной изменчивости конъюнктуры. Основными задачами руководителей становятся создание адаптивных, быстроре-агирующих управленческих механизмов и реализация "органичных" подходов.
Современное управление не отвергает полностью рационалистическую модель. Она остается методологической основой формирования организационных структур, планирования, проведения предпроект-ных исследований, экономических расчетов и др. Элементы жесткого командного управления остаются предпочтительными в определенных экстремальных условиях, требующих, например, быстрой концентрации усилий на каком-либо участке работ, или при решении производственных задач (таких как выпуск массовой стандартной продукции). А там, где надо экспериментировать, искать, налаживать разнообразные рабочие связи между партнерами в условиях повышенного хозяйственного риска, административные рычаги становятся неэффективными — требуется новое, более гибкое, так называемое органичное управление.
В практике управления последних лет отчетливо просматривается все более тесное переплетение различных его моделей: американской, японской, западноевропейской. В этом проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Истоки новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы. Они предопределяются объективной логикой научно-технического прогресса, и трезво мыслящие менеджеры хорошо это понимают. Однако простой констатации сдвигов в управленческом мышлении недостаточно для понимания сущности изменений в системе управления производством стран Запада, которые произошли в начале 90-х годов. Корни его гораздо глубже; это прежде всего изменение характера экономического развития, влияние, которое оказывают на менеджмент перемены в технологии и степени подготовки рабочей силы, условия хозяйственной деятельности корпораций на внутренних и мировых рынках.
Эволюция термина "менеджмент" предопределила многообразие понятий, выражаемых этим словом. Менеджмент— это управление каким-либо социальным объектом, владение мастерством управления, высокий профессионализм, позволяющий соединить в одном лице хозяина собственности и организатора производства, обеспечивающего высокую производительность труда без жесткого администрирования. В международной практике менеджмент — синоним управления социально-экономическими процессами в условиях предпринимательской корпорации или акционерной компании.
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает несколько значений слова "менеджмент": способ (манера) обращения с людьми, искусство управления; специфические способности и административные навыки; орган управления, административная единица. В англоязычных странах этим словом выражают функцию, учебную дисциплину, профессию и область научного исследования. Область применения менеджмента практически безгранична. Он используется в государственных и общественных организациях, везде, где пытаются достичь целей при минимальных издержках и максимуме эффективности. Поэтому научный статус менеджмента носит весьма разносторонний характер.
Менеджмент имеет различные профессиональные модификации. С точки зрения экономиста, менеджмент — это фактор производства наряду с трудом и капиталом; с точки зрения администратора — система власти и организации, регулирующей взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Социолог же рассматривает менеджмент как элемент структуры общества и системы социальных статусов и т. д.
Основой для определения понятия "менеджмент" служат взгляды А. Смита на природу свободного предпринимательства, роль рынка и функции государства. По его мнению, естественное желание людей улучшать свое благополучие — столь могучий стимул, что если дать ему возможность действовать без помех, он сам способен привести общество к процветанию. К.Гельвеций сравнивал роль личного интереса в обществе с законом всемирного тяготения в природе. От этого в конечном счете выигрывает все общество. По мнению современных исследователей, задача менеджмента — нахождение и использование стимулов, имманентно присущих каждому участнику структуры управления для системного использования их в руководстве людьми.
Эволюция производительных сил оказала свое влияние на роль и место менеджмента в управлении. Он утратил прежние черты, связанные с обязательной формализацией и регламентацией процессов управления, но приобрел новые, свойственные искусству управления малыми социальными группами, индивидуумами, с использованием позитивных мер воздействия, исключающих администрирование, принуждение и др. Иными словами, вхождение в рынок означает овладение искусством менеджмента [1].
Существует достаточно много различных научных школ управления, основные из которых представлены в табл. 1. В связи с этим приняты и различные классификации эволюции мирового менеджмента, главных этапов его развития. Для удобства изложения материала предлагается рассматривать развитие науки и практики управления во взаимосвязи трех основных этапов — промышленного, профессионального и предпринимательского менеджмента, что наиболее соответствует логике эволюционных изменений в организации производства большинства экономически развитых стран.
Капитализм как экономическая система, имеющая свои закономерности развития, прошел в XX столетии несколько взаимосвязанных стадий, что обусловило и основные этапы эволюции мирового менеджмента:
промышленный капитализм — экономическая система, в которой акцент делался на специализации, рационализации, делегировании, а также использовании механизмов и дешевого труда для расширения производства с последующим увеличением масштаба и значимости финансово-экономических функций. Этот этап продолжался до 30— 50-х годов XX в., и основная задача менеджмента на данном этапе состояла в формировании рынка, фирм, адекватных систем управления, а также в контроле за бюджетом предприятий и развитии маркетинга;
управленческий капитализм — экономическая система 50 — 80-х годов, когда доминирующим образованием в корпорациях стали группы работников, профессионально подготовленных к управлению организациями, но не имеющих в них значительной собственности. Задачей менеджмента на данном этапе стало стратегическое планирование и привлечение все большего числа работников к управлению, развитие "производственной демократии" и "человеческих отношений" на производстве;
Таблица 1
Основные научные школы менеджмента
Школы управления | Классическая школа | Школа "человеческих отношений" | "Эмпирическая" школа | Школа "социальных систем" | "Новая" школа | Менеджмент человеческих ресурсов |
Основные положения | Создание научного фундамента управления, разработка теорий менеджмента, принципов и методов управления, принципов формальной организации, проблем лидерства и структур власти | Выявление и учет роли отношений в малых группах, изучение неформальной структуры организации, создание оптимального психологического климата, делегирование ответственности | Сбор и обработка материалов практики, разработка рекомендаций, изучение содержания труда и функций руководителей, разработка концепции целевого управления | Исследование наиболее общих форм организации как социотех-нической системы, разработка проблем конфликтологии, иерархии потребностей и удовлетворенности трудом | Разработка методов математического моделирования и управления, алгоритмов выработки оптимальных решений, технико-экономических моделей развития, а также теории управленческих решений, изучение систем (системотехника) | Разработка и совершенствование методов мобилизации работников посредством активной работы менеджеров, учет и использование человеческого фактора, разработка принципов эффективной кадровой политики |
Ведущие представители | Ф. Тейлор, 0. Шелдон, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, Г. Форд | Э. Мэйо, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Р. Блейк, Дж. Мутон | П. Друкер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер | Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони, А. Маслоу | Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Р. Калман, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер | Р. Майлз, современные персоналоведы |
предпринимательский капитализм — экономическая система, начавшая складываться в начале 80-х годов, в которой задача управления сдвинулась в сторону большего акцента на малые предприятия, а также стратегического менеджмента — прежде всего менеджмента человеческих ресурсов [7].
Created/Updated: 25.05.2018