special

История мировой экономики - Поляк Г.Б.

20.3. Особенности социально-экономического развития Германии

Причины экономической отсталости

К началу XIX в. Германия не решила главных проблем по выходу из экономической отсталости. Одна из причин этого заключалась в политической раздробленности страны. Лишь в 1815 г. по решению Венского конгресса, завершившего период наполеоновских войн, был подписан акт о создании Германского союза, объединившего 34 монархии и четыре вольных города. Однако экономическое наследие эпохи политической разобщенности продолжало сказываться во всем. По-прежнему отсутствовали единая денежная система, системы мер и весов. Таможенные заставы внутри страны существенно тормозили возможности экономических, торговых и транспортных связей. Почти повсеместно, кроме левобережных районов Рейна, сохранилась давно изжившая себя цеховая система. Цеховые привилегии и права были отменены промысловым законом только в 1869 г. Немецкие ремесленные товары не выдерживали конкуренции с мануфактурными, а тем более фабричными изделиями более развитых стран. Зародившаяся в конце предыдущего века немецкая мануфактура была еще слишком слаба. К тому же немецкие купцы, мастера и другие зажиточные горожане пока еще не располагали достаточными средствами для организации крупного мануфактурного производства.

Не лучше было положение и в сельском хозяйстве, где было занято более 70% населения страны. Здесь господствовали пережитки феодальных отношений — крупная земельная собственность помещиков (юнкеров), крепостные повинности и пр. Довольно слабой была производственная база.

Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил гораздо медленнее, чем в Англии и Франции. Здесь экономическое и политическое господство феодалов не было сломлено буржуазной революцией, а ограничивалось постепенно, путем государственных реформ, выкупов феодальных повинностей и пр.

Прусский путь аграрной эволюции

Ликвидация крепостнических отношений проходила при отсутствии единого аграрного законодательства и носила довольно затяжной характер. Попытки частичной ликвидации феодального режима в деревне осуществлялись и ранее. В Пруссии, наиболее значительном и сильном германском государстве, в 1807 г. было провозглашено уничтожение личного закрепощения, но на довольно тяжелых для крестьян условиях. В частности, сохранялись вес повинности, связанные с земельными наделами. В 1811 г. прусский крестьянин получил право выкупать свои повинности сначала за 25-кратный, а позже за 18-кратный размер ренты либо уступать помещику часть своего надела. Упразднение крестьянской общины (марки) позволяло юнкерам безнаказанно захватывать общинные пастбища и угодья. Выкупная операция растянулась до 70-х гг. XIX в. Поступление этих средств позволяло осуществлять капиталистическую реорганизацию хозяйства.

В марте 1850 г. в Пруссии был издан закон, уничтоживший мелкие повинности крестьян, но сохранивший крупное юнкерское землевладение и массу феодальных пережитков. Постепенно аграрная реформа охватила и другие немецкие земли: Баварию, Нассай, Вюртенберг, Гессен-Дармштадт, Баден и др. Однако феодальные пережитки в Германии, особенно в форме крупного юнкерского землевладения, феодальных повинностей ряда прослоек крестьян, финансового бремени выкупных операций и т. д., сохранились. Этот так называемый прусский путь капиталистической эволюции сельского хозяйства, был характерен для Пруссии и Мекленбурга, где юнкерские хозяйства площадью более 100 га занимали от одной трети до половины используемых земель. На северо-западных землях и в Баварии сформировались кулацкие хозяйства гроссбауэров. На юго-западе преобладали мелкие крестьянские хозяйства.

В 30—40-е гг. отмечалось некоторое оживление сельскохозяйственного производства. Стали вводиться более сложные севообороты, плодосменная и травопольная системы. Открытия немецкого химика Ю. Либиха (автор химической теории брожения гниения, теории минерального питания растений) заложили основы агрохимии и применения минеральных удобрений. Расширилось производство технических культур, в Силезии и Саксонии — сахарной свеклы, в Пруссии — картофеля и на его базе массового производства картофельной водки*. Развитие земледелия сопровождалось ростом животноводства. Широкое применение как в юнкерских, так и в кулацких хозяйствах начала находить сельскохозяйственная техника — культиваторы, жнейки, молотилки.

* В Пруссии стали выращивать картофель по приказу короля Фридриха II. Население поначалу сопротивлялось, но постепенно оценило достоинства новой культуры, а картофель стал основой питания и в других европейских странах.

Фридрих II наблюдает за посадкой картофеля

Фридрих II наблюдает за посадкой картофеля

Рост специализации сельского хозяйства и подъем районов «торгового земледелия» отражали прогрессивные тенденции в экономике. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и свеклы. Немецкая сельскохозяйственная продукция и изделия пищевой промышленности составляли значительную часть германского экспорта.

Буржуазная революция

Однако многие проблемы страны не были решены. Так, за первую половину XIX в. Германия не сумела вернуть себе былого могущества в морской торговле. По-прежнему она оставалась в изоляции от мировых торговых путей.

Буржуазная революция 1848 г. в Германки способствовала созданию условий для капиталистического развития, проведения промышленного переворота, политического объединения страны. И все же она оказалась половинчатой, незавершенной. Не смогла уничтожить ни феодальной монархии, ни власти юнкеров. Дворяне-помещики (юнкеры) сохранили за собой важнейшие посты в государственном аппарате, вооруженных силах, судах, составляли дипломатический корпус и пр.

Важную роль в экономическом продвижении страны сыграли поэтапные попытки смягчить, а затем и ликвидировать сначала экономическую, а позже и политическую разобщенность Германии. Зарождающаяся крупная промышленность страны нуждалась в протекционизме и таможенной защите.

Еще до революции, в 1818 г. таможенный закон уничтожил на территории Пруссии таможенные заставы, сбор внутренних пошлин и акцизов. Устанавливались единообразные тарифы на непрусские товары. В 1833 г. был создан Таможенный союз, объединивший около 20 северогерманских государств и получивший право самостоятельно заключать торговые договоры с европейскими странами. Он стал важным шагом на пути к экономическому и политическому объединению, способствовал расширению и углублению внутреннего рынка для крупной промышленности, поощрял железнодорожное строительство.

Все больше и больше обострялась потребность в экономическом росте, возможном лишь в условиях промышленного переворота.

Начало промышленного переворота

Уже в конце XVIII — начале XIX вв. в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля. Применялось пудлингование. Но многие ценные технические приспособления и машины были созданы немецкими изобретателями.

Промышленный переворот в Германии прошел через ряд этапов. До 50-х гг. на его начальной стадии были затронуты в основном отрасли текстильной промышленности. Следующие два десятилетия (60—70-е гг.) были связаны с развитием отраслей тяжелой промышленности — угольной, металлургии, машиностроения. Конец 70-х гг. характеризовался завершением промышленного переворота и совпал по времени с монополизацией производства.

Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза. Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX в. был еще более значительным — в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.

Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

Первая железная дорога в Германии

Первая железная дорога в Германии

И все же в 30—40-х гг. промышленный переворот еще не набрал полную силу и находился на начальной стадии. К примеру, суммарная мощность паровых машин всей Пруссии в середине 40-х гг. лишь на немного превышала оснащение ланкаширских хлопчатобумажных фабрик в Англии, где работало более 710 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.

Промышленный подъем 50—60-х гг.

Основанием для экономического подъема 50—60 гг. послужил ряд обстоятельств, в том числе и определенные результаты буржуазной революции 1848 г. Так, в послереволюционное время был принят коммерческий кодекс, создан Верховный коммерческий суд, введен новый промысловый устав, ликвидировавший остатки цеховых привилегий и облегчивший формирование новых акционерных обществ, установлена единая система мер и весов, введены единые железнодорожные тарифы. Положительную роль сыграло и срединное географическое положение страны, превратившее Германию в страну европейского транзита.

К тому же, активное железнодорожное строительство способствовало экономическому единению страны, оказывало мощное стимулирующее воздействие на подъем крупной, особенно тяжелой промышленности. Государство проявляло значительный интерес к железнодорожному строительству, оценивая его военно-стратегическое значение. Многие железные дороги становились казенными предприятиями, а некоторые после государственного финансирования при их строительстве национализировались. К началу 70-х гг. государство владело более 40% всей железнодорожной сети страны. Строительство железных дорог, в свою очередь, расширяло спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны.

Мощный стимул развитию крупной индустрии был дан милитаристской ориентацией Пруссии, которая стала во главе объединения Германии «железом и кровью». В эти годы были заложены основы германской военной промышленности — производство пушек А. Крупном, А. Борзигом и др.

Формированию новых отраслей и технологий способствовали крупные открытия и разработки. Мировую значимость приобрело создание Э. В. Сименсом динамо-машины (1867), а также получение синтетических красителей из каменного угля — основы анилиновых красок (1856). Начато развитие производства калийных удобрений и т. д.

Однако для развития крупной промышленности требовалось преодоление иностранной конкуренции и мобилизация значительных капиталовложений. Главными составляющими в этом процессе стали выкупные платежи крестьян, ограбление своего пролетариата, труд которого оплачивался довольно низко, а также вывоз на европейский рынок хлеба, картофельной водки, сахара, шерсти.

В этот же период закладываются основы кредитной системы сдраны, создаются акционерные банки и компании. Так, в 50—60-е гг. в Пруссии было создано около 300 горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других компаний с капиталом около 2,5 млрд. марок.

В результате за 50—70-е гг. промышленность Германии достигла невиданных для XIX в. темпов роста. По этому показателю страна обогнала Англии и Францию. За 50-е гг. объем промышленной продукции удвоился, за 60-е гг. вырос еще в полтора раза. На долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Особенных успехов добилась тяжелая промышленность. За 60-е гг. производство средств производства возросло на 23%, а предметов потребления — лишь на 9%. За 50—60-е гг. добыча угля возросла почти в пять раз, производство чугуна — более чем в семь раз, длина железных дорог увеличилась более чем в три раза, мощность паровых двигателей — в девять раз. По этим показателям Германия опередила Францию. Однако промышленный переворот еще не был полностью завершен. В ряде отраслей промышленности сохранилось ремесленное производство. И сельское хозяйство пока преобладало над промышленностью.

Положение трудящихся

Эти десятилетия были особенно тяжелыми как для промышленных, так и для сельскохозяйственных работников. Для села — это бремя платежей, феодальных повинностей, эксплуатация батраков, для города — неуклонное снижение среднего уровня заработной платы. Труд немецких рабочих оплачивался в 1,6 раза меньше, чем англичан, и в 4,6 раза меньше, чем в США. Организация труда на фабриках вела к его интенсификации. Рабочий день продолжался 13—16 часов. В конце кризисных 40-х гг. безработица составляла на ряде предприятий до четверти занятых.

Широкий размах в Германии получило рабочее движение. Экспансия капитализма и реакционный полицейский режим крайне обострили классовые противоречия. В середине XIX в. страна стала центром мирового революционного движения и возникновения марксизма. Здесь в 1847 г. состоялся первый конгресс «Союза коммунистов», поручивший К. Марксу и Ф. Энгельсу подготовить «Манифест Коммунистической партии», опубликованный в начале 1848 г.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';