special

Менеджмент - Виханский О.С.

Краткие выводы

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражет определенную общность в мотивации человека к действиям.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

Основные термины и понятия

Анализ потребностей

Валентность

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

Воспринятое вознаграждение других

Воспринятое вознаграждение индивида

Воспринятые затраты других

Воспринятые затраты индивида

Группа потребностей

Добросовестность

Иерархия потребностей

Исполнение

Мотив

Мотивационная структура

Мотивационный процесс

Мотивация

Мотивирование

Мотивирующие факторы

Набор потребностей

Направленность деятельности

Настойчивость

Неочевидность мотивов

Неудовлетворенная потребность

Норма

Норма первого типа

Норма второго типа

Ожидание

Партисипативное управление

Побуждение к действию

Постановка целей

Потребности

Потребности безопасности

Потребности признания и самоутверждения

Потребности принадлежности и причастности

Потребности роста

Потребности самовыражения

Потребности связи

Потребности существования

Потребность властвования

Потребность достижения

Потребность соучастия

Приверженность цели

Приемлемость цели

Процесс фрустрации

Реакция на воздействия

Результаты второго уровня

Результаты первого уровня

Сложность цели

Сравниваемые лица

Специфичность цели

Старание

Стимул

Стимулирование

Теории процесса мотивации

Теории содержания мотивации

Теория двух факторов Герцберга

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория ERG Альдерфера

Теория ожидания

Теория партисипативного управления

Теория постановки целей

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория равенства

Удовлетворение потребностей

Усилие и действия

Устранение потребности

Факторы здоровья

Физиологические потребности

Список литературы

1. Adams J.S. Toward an Understanding of Equity // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. November.

2. Adams J.S. Inequity in Social Exchange / Ed. by L. Berkowitz II Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 2. N.Y.: Academic Press, 1965.

3. Alderfer C.P. Existence, Relatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings. N. Y.: The Free Press, 1972.

4. Herzberg F., Maunsner В., Snyderman B. The motivation to work. N.Y.: Wiley, 1959.

5. Latham G.P., Locke E.A. Goal Setting — A motivational technique that works. Organizational Dynamics, 1979. P. 68—80.

6. Lewin K. The Conceptual Representation and the Measurement of Psychological Forces. Durham, N.C.: Duke University Press, 1938.

7. Locke E.A. Toward a Theory of Task Motivation and Incentives // Organizational Behavior and Performance. May. 1968. P. 157—189.

8. Locke E.A., Latham G.P. Goal Setting: A motivational technique that Works! Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1984.

9. Maslow A.N. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and ROW, 1970.

10. McClelland D. Power: The Inner Experience. N.Y.: Irvington, 1975.

11. Porter L.W., Lawler E.E. Managerial Attitudes and Performance. Homewood, I L: Irwin,1968.

12. McClelland D. The Achieving Society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.

13. Vroom У.Я. Work and Motivation. N.Y.: Wiley, 1964.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';