special

Менеджмент - Виханский О.С.

Краткие выводы

Организация — это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.

Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

Во внутриорганизационной жизни управление призвано создавать и управлять функциональными процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организации, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной культуры, управление производством, маркетингом и финансами организации, а также осуществление анализа и учета проведенной работы.

Управление процессом взаимодействия организации с внешней средой направлено на поддержание необходимых отношений с общим внешним окружением и непосредственным деловым окружением. В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяются организации, имеющие механический и органический типы управления.

Ключевую позицию в управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации.

С теоретической точки зрения, управление следует рассматривать как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.

Система управления может быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема является остовом, на котором держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию и систему ценностей, разделяемых в организации, интересы и поведенческие нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного обеспечения в системе управления.

Подсистема саморазвития системы управления осуществляет разработку, введение и постоянное поддержание на должном уровне стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию. Для этого данная подсистема призвана проводить на ресурсной основе этого анализа, а также анализа опыта других организаций выявление тенденций в развитии управления и реализовывать новые идеи и подходы в управлении.

Развитие управления является более глубинным процессом, чем совершенствование управления, и осуществляется в соответствии с определенной логикой. Первым шагом в логической схеме развития управления является возникновение новых задач, которые призвано решать управление. Второй шаг предполагает выработку в системе управления реакций на новые задачи. Третьим шагом является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Четвертый шаг предполагает перестройку структуры и элементов системы управления. И наконец, на пятом, завершающем этапе осуществляется закрепление в управлении новых качеств и свойств.

Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.

«Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».

Основные термины и понятия

Бихевиористские учения

Бюрократическая система по Веберу

Внутриорганизационные процессы

Информационно-поведенческая подсистема Кадры

Концепция управления по целям

Логика развития управления

Менеджер

Менеджмент

Механистический тип управления

«Научное управление»

Непосредственное деловое окружение

Нормы и формы коммуникации

Общее окружение

Объект управления

«Одномерные» учения об управлении

Организация

Организационная культура

Организационные теории

Органический тип управления

Отношения управления

Подсистема саморазвития системы управления

Проектирование работы

Процедуры и нормы принятия решения

Процесс управления

Развитие управления

Роль менеджмента

«Синтетические» учения об управлении

Система управления

Системный подход

Ситуационные теории

Структура организации

Структурно-функциональная подсистема

Структурные подразделения

Субъект управления

Теория «X» и теория «Y» Теория «Z» Оучи

Теория «7-S»

Технология

Управленческое взаимодействие

Управление кадрами

Управление маркетингом

Управление организацией

Управление персоналом

Управление производством

Управление финансами

Управление эккаутингом

Управленческая связь

Функции управления

Функция организации

Хоуторнский эксперимент

Четырнадцать принципов управления Файоля

Шаги логической схемы развития управления

Школа человеческих отношений

Список литературы

1. Виханский О. С. Проблемы развития управления общественным производством. М., 1991.

2. Burns Т., Stulker G. The Management of Innovation. L.: Tavistock, 1961.

3. DrukerP.F. Managment: Tasks. Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper and Row, 1973.

4. FayolH. General and Industrial Administration. N.Y.: Pitman, 1949.

5. Pallet M.P. The New State Glouchester. Mass.: Peter Smith, 1918.

6. MaslowA.N. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Row, 1957.

7. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. Cambrige, Mass.: Harvard University, 1945.

8. Weber M. The theory of social and economic organization. N.Y.: Oxford University Press, 1947.

9. Mintzberd H. The nature of managerial work. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1980.

10. Ouchi W. Theory «Z»: How American business can meet the Japaniese challenge. Reading, Ma.: Addison-Wesley, 1981.

11. Pascale R.T., Athos A.G. The Art of Japanese Management: Applications for American Executives N.Y.: Simon and Schuster, 1982.

12. Peters T.L., Waterman R.H. In Search of Exellence: Lessons From America's Best Run Companies. N.Y.: Harper and Row, 1982.

13. McGregor DM. The Human Side of Enterprise. N.Y.: McGraw-Hill, I960.

14. Taylor F.W. Scientific Managment. N.Y.: Harper and Brothers, 1947.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';